представляемой, т.к. не могут быть две субстанции с одними атрибутами, а
бог содержит все возможные атрибуты. Отсюда ясно, что бог един и в природе
вещей есть только одна субстанция и эта субстанция абсолютно бесконечна.
Соотв. вещь протяженная составляют или атрибуты бога или состояния
атрибутов бога. Т.о. все, что существует, существует в боге и через бога.
Из необходимости божественной природы непосредственно вытекает бесконечное
множество вещей бесконечно многими способами, т.к. заключает в себе
бесконечное множество атрибутов, каждый из которых выражает сущность,
бесконечную в своем роде, сл-но бог есть абсолютно первая производящая
причина сам по себе. Бог действует единственно по законам своей природы и
без чьего-либо принуждения (внешнего или внутреннего). Это действие -
выражение его божественной природы. Бог единственно - свободная причина.
Бог - имманентная причина всех вещей, а не действующая извне, т.к. все есть
в боге и из бога. Бог и все атрибуты бога вечны. Существование бога и его
сущность - одно и тоже, в силу чего они есть вечная истина. Атрибуты бога
неизменяемы. Сущность вещей, произведенных богом не заключает в себе
существования, т.к. они не причины самих себя. Следовательно, творение
непрерывно, т.к. только оно поддерживает что-либо в его существовании. Бог
представляет производящую причину не только существования вещей, но и их
сущности, т.к. вещи есть модусы атрибутов Бога, в кот. последние отражаются
известным и необходимым образом. Все, что есть может определяться к
действию лишь какой-либо причиной, а эта другой, и так до бесконечности -
последняя причина Бог. Следовательно, в природе вещей нет ничего
случайного, но все предопределенно к существованию и действию по известному
образу из необходимости божественной природы. Т.к. все что есть - есть в
боге и из него, разум может постигать только атрибуты или модусы атрибутов
Бога.
Необходимо различать natura naturans и natura naturata (природа
порождающая, существующее само в себе - атрибуты субстанции, выражающие
вечную сущность, и природа порожденная, вытекающая из необходимости природы
Бога, модусы его атрибутов). Поскольку разум и воля - атрибуты субстанции,
они относятся к natura naturata и поэтому и воля и разум не свободны, но
необходимы, т.е. Бог творит не из-за разума или воли, а лишь по
необходимости своей природы. Поэтому вещи не могли быть произведены Богом
никаким другим образом или другом порядке, чем были произведены. Вещи либо
необходимы, либо невозможны, а случайными же вещи называются лишь по
несовершенству нашего знания (случайность - непознанная необходимость).
Часть II. О природе и происхождении души.
Протяжение и мышление суть атрибуты Бога, т.е. Бог - вещь мыслящая и
протяженная, в силу чего порядок и связь идей те же, что и вещей. Сущности
человека не присуща субстанциональность, а составляют ее известные
модификации атрибутов Бога. Человеческая душа выражает Бога и в этом
отношении он сущность ея. Человек состоит из души и тела (не простая вещь).
Идея, составляющая формальное бытие человеческой души, есть тело, в силу
чего душа способна воспринимать состояния тела, которые содержат вместе с
природой ее тела и природу действующих на него тел, т.к. любые телесные и
прочие модификации возможны только под действием внешней причины. Душа и
тело составляют один и тот же индивидуум, представляемый в одном случае под
атрибутом мышления, а в другом - протяжения, в силу чего душа может
познавать самое себя лишь постольку, поскольку воспринимает идеи состояний
тела. Но эти идеи адекватного познания в себе не заключают. Эта
неадекватность - источник заблуждения, определяемая характеристикой идей
как неясных и неотчетливых, т.к. они относятся не к божественному мышлению,
а к состоянию индивидуальной души. То, что обще все вещам и равно находится
как в частях, так и в целом может быть представляемо только адекватно - сл-
но у всех людей есть какие-либо общие идеи. Общие идеи образуются в силу
того, что способность представления человека ограничена, а представляемых
индивидов неопределенное кол-во. Когда оно превышает определенную меру,
представления индивидов начинают сливаться в том, что между ними есть
общего, образуя тем самым общие понятия (сущее, человек и т.д.),
посредством кот. индивиды представляются как бы под одним атрибутом.
Три род познания: 1. Познание через беспорядочный опыт - мнение, и
посредством знаков (говорим о словах, не о вещах) познание - воображение.
2. Познание из общих понятий, адекватных идей о свойствах вещей. 3.
Интуитивное знание. Он ведет от адекватной идеи о формальной сущности каких-
либо атрибутов Бога к адекватному познанию сущности вещей. Познание первого
рода - причина ложности, второго и третьего - необходимо истины, и поэтому
учат отличать истину от ложного (Истина является как мерой самой себя, так
и лжи). Первый критерий истины - внутренняя непротиворечивость.
В душе человека нет никакой абсолютной или свободной воли, т.к. любое
действие определяется какой-либо внешней причиной и так до бесконечности.
Воля и разум - одно и то же. Т.к. воля, как и разум - полагание утверждение
или отрицания, кот. не может состояться вне какой-либо идеи, т.к. она есть
идея.
Часть III-V. О природе и происхождении аффектов.
Аффект - состояние тела, которое увеличивает или уменьшает саму способность
тела и души к действию. Поскольку воля и разум одно и то же, постольку
пассивность души (подверженность аффектам) определяется теми неадекватными
идеями, которые она имеет, а ее активность - адекватными (второй и третий
род познания). Душа и тело не могут причинять друг друга непосредственно,
но т.к. порядок вещей и идей один и тот же, а человек - индивидуум, кот.
может рассматриваться в отношении двух атрибутов (телесность и мышление),
постольку состояние тела и души соответствуют друг другу. Три
первоначальных аффекта: удовольствие, неудовольствие и желание.
Удовольствие - переход от меньшего совершенства к большему. Неудовольствие
- наоборот. Желание - самая сущность человека, т.к. представляется
определенной какому-либо действию каким-либо ее состоянием, определяющим ее
стремление к сохранению существования. Удовольствие связано с активностью,
страдание с пассивностью. Пассивность определяет неадекватность наших идей,
соответственно воли. Т.о. познание определяет меру активности души. Но
подавить аффекты познание может лишь став сильнейшим из них в качестве
познавательной любви к богу, которая возникает из третьего рода познания.
Последний род познания имеет в качестве формальной причины саму душу, т.к.
она представляет бога. Душа вечна, т.к. выражает бога, но не вся.
Воображение как модус души, связанный с телесным, умирает вместе с телом.
Сохраняется лишь та часть, что связана с адекватным познанием (третьего
рода преимущественно).
Давид Юм «Трактат о человеческой природе» (3 книги)
Книга 1 - О познании (гносеология)
Структура опыта (табличка)
|перцепции |
|идеи |впечатления |
|простые |сложные |ощущения |рефлексии |
|не допускают |1 модусы |внешние ощущения |(«желание», |
|расчленения |2 отношения |включают боль и |«отвращение», |
|происходят от |3 субстанции |удовольствие |«надежда») эмоции,|
|простых | | |вторичные |
|впечатлений | | |впечатления |
Принцип ассоциации — центральный принцип человеческой психики —
непознаваем.
ассоциация по сходству (похожесть)
ассоциация по смежности (в пространстве и времени)
ассоциация по причинности
Юм выступает против понятия абстрактной идеи, требуя ее элиминации из
философского рассмотрения, поскольку идеи выступают слабыми копиями
впечатлений, а для абстрактных идей невозможно указать какое-либо из
впечатлений, которое было бы их источником. Существование не может быть
необходимым признаком вещи, отсюда его критика онтологического аргумента
доказательства бытия Бога (следует Беркли).
В центре гносеологической концепции Юма — анализ идеи причинности. Идея
причинности образуется из следующих эмпирических отношений между объектами:
смежности в пространстве и времени
предшествовании одного объекта (события) другому во времени
Демонстрирует, что суждения относительно причинности не обладают строго
аналитическим характером, и что каузальные (причинно-следственные) и
логические (необходимо истинные) связи не совпадают. Источником веры в
объективный характер причинности полагается привычка, которая складывается
на основе многократного повторения впечатлений и действует чисто
инстинктивно, придавая устойчивый характер непостоянному изменчивому
содержанию нашего опыта.
Сферу человеческого познания Юм подразделяет на
знания (Это - особая уверенность, возникающая в душе в результате сравнения
идей.)
доказательства (Понятие истинности как соответствия представления и
предмета элиминируется, поскольку перцепция (представление) есть
единственная реальность, которой ничто не соответствует.)
вероятности (Сопровождается чувством неуверенности и может основываться как
на причинности так и на случайности. Случайность - отсутствие знания
причин.)
Юм следует Беркли в критике понятия материи (внешних объектов), которая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73