Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






представляемой, т.к. не могут быть две субстанции с одними атрибутами, а

бог содержит все возможные атрибуты. Отсюда ясно, что бог един и в природе

вещей есть только одна субстанция и эта субстанция абсолютно бесконечна.

Соотв. вещь протяженная составляют или атрибуты бога или состояния

атрибутов бога. Т.о. все, что существует, существует в боге и через бога.

Из необходимости божественной природы непосредственно вытекает бесконечное

множество вещей бесконечно многими способами, т.к. заключает в себе

бесконечное множество атрибутов, каждый из которых выражает сущность,

бесконечную в своем роде, сл-но бог есть абсолютно первая производящая

причина сам по себе. Бог действует единственно по законам своей природы и

без чьего-либо принуждения (внешнего или внутреннего). Это действие -

выражение его божественной природы. Бог единственно - свободная причина.

Бог - имманентная причина всех вещей, а не действующая извне, т.к. все есть

в боге и из бога. Бог и все атрибуты бога вечны. Существование бога и его

сущность - одно и тоже, в силу чего они есть вечная истина. Атрибуты бога

неизменяемы. Сущность вещей, произведенных богом не заключает в себе

существования, т.к. они не причины самих себя. Следовательно, творение

непрерывно, т.к. только оно поддерживает что-либо в его существовании. Бог

представляет производящую причину не только существования вещей, но и их

сущности, т.к. вещи есть модусы атрибутов Бога, в кот. последние отражаются

известным и необходимым образом. Все, что есть может определяться к

действию лишь какой-либо причиной, а эта другой, и так до бесконечности -

последняя причина Бог. Следовательно, в природе вещей нет ничего

случайного, но все предопределенно к существованию и действию по известному

образу из необходимости божественной природы. Т.к. все что есть - есть в

боге и из него, разум может постигать только атрибуты или модусы атрибутов

Бога.

Необходимо различать natura naturans и natura naturata (природа

порождающая, существующее само в себе - атрибуты субстанции, выражающие

вечную сущность, и природа порожденная, вытекающая из необходимости природы

Бога, модусы его атрибутов). Поскольку разум и воля - атрибуты субстанции,

они относятся к natura naturata и поэтому и воля и разум не свободны, но

необходимы, т.е. Бог творит не из-за разума или воли, а лишь по

необходимости своей природы. Поэтому вещи не могли быть произведены Богом

никаким другим образом или другом порядке, чем были произведены. Вещи либо

необходимы, либо невозможны, а случайными же вещи называются лишь по

несовершенству нашего знания (случайность - непознанная необходимость).

Часть II. О природе и происхождении души.

Протяжение и мышление суть атрибуты Бога, т.е. Бог - вещь мыслящая и

протяженная, в силу чего порядок и связь идей те же, что и вещей. Сущности

человека не присуща субстанциональность, а составляют ее известные

модификации атрибутов Бога. Человеческая душа выражает Бога и в этом

отношении он сущность ея. Человек состоит из души и тела (не простая вещь).

Идея, составляющая формальное бытие человеческой души, есть тело, в силу

чего душа способна воспринимать состояния тела, которые содержат вместе с

природой ее тела и природу действующих на него тел, т.к. любые телесные и

прочие модификации возможны только под действием внешней причины. Душа и

тело составляют один и тот же индивидуум, представляемый в одном случае под

атрибутом мышления, а в другом - протяжения, в силу чего душа может

познавать самое себя лишь постольку, поскольку воспринимает идеи состояний

тела. Но эти идеи адекватного познания в себе не заключают. Эта

неадекватность - источник заблуждения, определяемая характеристикой идей

как неясных и неотчетливых, т.к. они относятся не к божественному мышлению,

а к состоянию индивидуальной души. То, что обще все вещам и равно находится

как в частях, так и в целом может быть представляемо только адекватно - сл-

но у всех людей есть какие-либо общие идеи. Общие идеи образуются в силу

того, что способность представления человека ограничена, а представляемых

индивидов неопределенное кол-во. Когда оно превышает определенную меру,

представления индивидов начинают сливаться в том, что между ними есть

общего, образуя тем самым общие понятия (сущее, человек и т.д.),

посредством кот. индивиды представляются как бы под одним атрибутом.

Три род познания: 1. Познание через беспорядочный опыт - мнение, и

посредством знаков (говорим о словах, не о вещах) познание - воображение.

2. Познание из общих понятий, адекватных идей о свойствах вещей. 3.

Интуитивное знание. Он ведет от адекватной идеи о формальной сущности каких-

либо атрибутов Бога к адекватному познанию сущности вещей. Познание первого

рода - причина ложности, второго и третьего - необходимо истины, и поэтому

учат отличать истину от ложного (Истина является как мерой самой себя, так

и лжи). Первый критерий истины - внутренняя непротиворечивость.

В душе человека нет никакой абсолютной или свободной воли, т.к. любое

действие определяется какой-либо внешней причиной и так до бесконечности.

Воля и разум - одно и то же. Т.к. воля, как и разум - полагание утверждение

или отрицания, кот. не может состояться вне какой-либо идеи, т.к. она есть

идея.

Часть III-V. О природе и происхождении аффектов.

Аффект - состояние тела, которое увеличивает или уменьшает саму способность

тела и души к действию. Поскольку воля и разум одно и то же, постольку

пассивность души (подверженность аффектам) определяется теми неадекватными

идеями, которые она имеет, а ее активность - адекватными (второй и третий

род познания). Душа и тело не могут причинять друг друга непосредственно,

но т.к. порядок вещей и идей один и тот же, а человек - индивидуум, кот.

может рассматриваться в отношении двух атрибутов (телесность и мышление),

постольку состояние тела и души соответствуют друг другу. Три

первоначальных аффекта: удовольствие, неудовольствие и желание.

Удовольствие - переход от меньшего совершенства к большему. Неудовольствие

- наоборот. Желание - самая сущность человека, т.к. представляется

определенной какому-либо действию каким-либо ее состоянием, определяющим ее

стремление к сохранению существования. Удовольствие связано с активностью,

страдание с пассивностью. Пассивность определяет неадекватность наших идей,

соответственно воли. Т.о. познание определяет меру активности души. Но

подавить аффекты познание может лишь став сильнейшим из них в качестве

познавательной любви к богу, которая возникает из третьего рода познания.

Последний род познания имеет в качестве формальной причины саму душу, т.к.

она представляет бога. Душа вечна, т.к. выражает бога, но не вся.

Воображение как модус души, связанный с телесным, умирает вместе с телом.

Сохраняется лишь та часть, что связана с адекватным познанием (третьего

рода преимущественно).

Давид Юм «Трактат о человеческой природе» (3 книги)

Книга 1 - О познании (гносеология)

Структура опыта (табличка)

|перцепции |

|идеи |впечатления |

|простые |сложные |ощущения |рефлексии |

|не допускают |1 модусы |внешние ощущения |(«желание», |

|расчленения |2 отношения |включают боль и |«отвращение», |

|происходят от |3 субстанции |удовольствие |«надежда») эмоции,|

|простых | | |вторичные |

|впечатлений | | |впечатления |

Принцип ассоциации — центральный принцип человеческой психики —

непознаваем.

ассоциация по сходству (похожесть)

ассоциация по смежности (в пространстве и времени)

ассоциация по причинности

Юм выступает против понятия абстрактной идеи, требуя ее элиминации из

философского рассмотрения, поскольку идеи выступают слабыми копиями

впечатлений, а для абстрактных идей невозможно указать какое-либо из

впечатлений, которое было бы их источником. Существование не может быть

необходимым признаком вещи, отсюда его критика онтологического аргумента

доказательства бытия Бога (следует Беркли).

В центре гносеологической концепции Юма — анализ идеи причинности. Идея

причинности образуется из следующих эмпирических отношений между объектами:

смежности в пространстве и времени

предшествовании одного объекта (события) другому во времени

Демонстрирует, что суждения относительно причинности не обладают строго

аналитическим характером, и что каузальные (причинно-следственные) и

логические (необходимо истинные) связи не совпадают. Источником веры в

объективный характер причинности полагается привычка, которая складывается

на основе многократного повторения впечатлений и действует чисто

инстинктивно, придавая устойчивый характер непостоянному изменчивому

содержанию нашего опыта.

Сферу человеческого познания Юм подразделяет на

знания (Это - особая уверенность, возникающая в душе в результате сравнения

идей.)

доказательства (Понятие истинности как соответствия представления и

предмета элиминируется, поскольку перцепция (представление) есть

единственная реальность, которой ничто не соответствует.)

вероятности (Сопровождается чувством неуверенности и может основываться как

на причинности так и на случайности. Случайность - отсутствие знания

причин.)

Юм следует Беркли в критике понятия материи (внешних объектов), которая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.