Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






различии того, что он есть в себе и того, что он есть для себя.

Для философского рассмотрения история начинается с того времени как в

мире начинается осуществляться разумность и свобода, являясь не только

скрытой потенцией, но осуществляясь в сознании, воле и действие. Но свобода

состоит в том, чтобы иметь такие общие субстанциальные предметы как право и

закон, и создавать соотв. им действительность - государство. Народы не

знающие государства т.о. относятся к доисторическому времени и в

рассмотрение не входят. Государство же создает такое содержание, которое не

только оказывается пригодным для исторической прозы, но и само способствует

ее возникновению, т.к. в определения права и закона дух начинает сознавать

себя как свободу. История т.о. есть история государственности. У Индии нет

такой истории, хотя есть законы и государства (т.е. предварительные

условия), т.к. ее государственность не успев возникнуть сразу же окаменела

в кастовой системе.

Всемирная история т.о. излагает развитие сознания духа о его свободе и

о производимой этим сознанием реализации. Развитие выражается в ряде

ступеней, в ряде дальнейших определений свободы, вытекающих из понятия

предмета. Логическая (диалектическая) природа понятия обуславливает его

утверждение, снятие и содержательное обогащение, конкретизацию. Всякая

ступень, отличающаяся от другой имеет свой принцип. Этим принципом является

определенность духа - особый дух народа. Дух по существу дела действует,

делая тем, что он есть в себе; т.о. он становится предметом для себя и

имеет себя как наличное бытие пред собой. Разлад между тем, что дух есть в

себе и тем, что он есть для себя (в действительности) устранятся и вместе с

тем устраняется развитие. Каждый народ исчерпав свой дух вынужден в итоге

сойти со сцены истории, предоставляя место дальнейшему развитию. Так

наступает естественная смерть народов. Но умирает он не просто, т.к. не

является исключительно отдельным индивидуумом, но есть духовная всеобщая

жизнь - его естественная смерть является самоумерщвлением. Т.к. дух народа

существует как род, то отрицание себя в нем самом осуществляется в его

всеобщности. Насильственной смертью он может умереть только если уже

естественно стал мертвым.

В своей определенности дух выражает как конкретные все стороны своего

сознания в религии, искусстве, политического строя, нравственности, науки и

технического умения. Всемирная история не имеет дело с субъективной

моральностью т.к. повествует не о индивидах, а о деяниях духа народов. У

всех всемирно-исторических народов есть поэзия, пластическое искусство,

наука и философия, кот. не только по стилю и направлению, но и по

содержанию различны, кое различие есть различие разумности. Эта разумность

или определенность духа может познаваться только духовно, мыслью.

Источником нового является мыслящее понимание бытия, которое

осуществляясь в том или ином народе кладет его конец, т.к. этот вожделенный

плод не может упасть не породившую его почву и для породившего его народа в

нем же его гибель, но и рождение нового принципа. Принципы духов народов

сами являются лишь моментами единого всеобщего духа, кот. через них

возвышается и завершается в истории, постигая себя и становясь

всеобъемлющим. Поэтому наблюдая прошедшее мы имеем дело с настоящим духа,

т.к. каждая наличествующая настоящая форма духа заключает в себе все

прежние ступени.

Географическая основа всемирной истории.

Связь духа с природой, хотя является чем-то внешним, но оказывается

той почвой, на кот. совершается развитие духа и т.о. его основой. Идея духа

проявляется в действительности как ряд внешних форм, каждая из кот.

определяется как действительно существующий народ. Эта сторона

существования дана как во времени, так и в пространстве в виде

естественного бытия, и особый принцип, свойственный каждому всемирно-

историческому народу, в то же время свойственен ему как природная

определенность. Эти естественные различия есть особые возможности, из кот.

развивается дух. Т.о. они образуют географическую основу.

Исходя из этого всемирно-исторических народов не может быть ни в

холодном, ни в жарком поясе, т.к. там действие природы, в кот. первично

отчужден дух настолько сильно, что он не может создать мир для себя, т.к.

человек не в силах до конца удовлетворить свои естеств. потребности.

Истинной ареной всемирной истории явл. умеренный климат.

Старый и Новый свет. Новый свет (Австралия и обе Америки) нов не

только относительно его открытия, но и вообще, по всему их физическому и

духовному характеру. Америка пока вторична, т.к. европеизирована. США

(североамериканские соединенные штаты) страна будущего, но поскольку мы

занимаемся лишь настоящим духа, она к рассмотрению не относится. Т.о.

образом ареной мировой истории является Старый свет включающий три части

(Европу, Азию, Африку), кот. образуют единое целое. Их отличительной чертой

является то, что они расположены вокруг моря, кот. их соединяет (разделяют

не реки и моря, доступные судоходству, а суша: горы и пустыни). Т.о.

Средиземное море является центральным пунктом мировой истории. Дальняя

восточная Азия удалена от всемирно-мирового процесса и не вмешивается в

него, как и северная Европа, кот. лишь позднее начинает играть роль во

всемирной истории, но в древности не принимала в ней никакого участия.

Восточная Азия и страны, расположенные за Альпами, являются крайними

пределами арены мировой истории.

Географические различия, имеющие значение для развития духа.

1. Безводное плоскогорье со степями и равнинами - обитатели кочевники,

не существует правовых отношений, в истории играли лишь разрушительную роль

(монголы и т.д.).

2. Низменности, переходные страны, расположенные в бассейнах рек (Нил,

Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, и т.д.). Оседлый образ жизни

способствует созданию государств.

3. Прибрежные страны. Морские пути сообщения побуждают к разбою и

торговле с риском для жизни, что возвышает, т.к. средства несоизмеримы с

целью. Деятельность, связанная с морем, формирует особый дух, в силу чего

прибрежные страны (не все (Китай не входит),а только те, кот. используют

море) имеют совершенно отличный от стран низменностей дух.

Три географических принципа - 1. Скотоводство - патриархальная

самостоятельность, 2. Земледелие и промышленный труд - собственность и

отношение господства, 3. Торговля и судоходство - гражданская свобода. У

первых нет истории, но есть импульс, кот. однако не имеет исторического

содержания.

Африка. Три части: Подлинная Африка - к югу от Сахары, к северу -

европейская Африка (всегда была колонизированной), и Египет. Первые две

отпадают т.к. в подлинной Африке дух свободы еще не пробудился (законов

нет, религии в собств. смысле тоже, искусство утилитарно) и рабство, в кот.

они попали у европейцев им только на пользу, т.к. отчуждение их свободы

дает им возможность осознать ее. Рабство в себе и для себя -

несправедливость, т.к. сущность человека - свобода, но чтобы получить ее,

он должен сперва дозреть. Вторая же - вторична как колонизированная.

Остается только Египет, кот. чужд африканскому духу.

Движение всемирной истории шло с Востока (Азии) на Запад (Европу).

Азия - Сибирь отпадает (холодно). Остается Китай, Индия, Вавилония,

Передняя Азия. Передняя Азия относится к Европе, т.к. не удержала того, что

есть в ней выдающегося, но передала его в Европу. В передней Азии возникли

все религиозные и государственные принципы, но развивались они в Европе.

Европа. Нет таких различий как в Азии. Они устанавливаются иначе.

Южная Европа обращенная к Средиземноморью. Сердце Европы - Галлия и т.д.

(главные страны - Франция, Германия и Англия). Третья часть - северо-

восточные государства Европы - Польша, Россия, славянские государства. Они

поздно вступают в историю.

Деление истории.

Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.к. Европа есть

безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало. Именно на западе

восходит внутренне солнце самосознания. Всемирная история -

дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до

всеобщности и до субъективной воли. Восток знал и знает только, что один

свободен, греч. и рим. мир, что несколько свободны, германский мир знает,

что все свободны. Т.о. первая форма - деспотизм, вторая - аристократия,

третья - монархия.

Следует отличать субстанциальную свободу от субъективной свободы,

первая реализуется в государстве, вторая вторична первой. Объективная

нравственность предшествует субъективной моральности. Государство - общая

духовная жизнь, в кот. выражается их сущность и деятельность. Поэтому имеет

значение является ли их жизнь чуждой рефлексией привычкой к этому единству

или они являются мыслящими личностями и для себя существующими субъектами

(Сократ, напр.).

Восток - детский возраст. В основе лежит непосредственное сознание,

субстанциальная духовность, к кот. субъективная воля относится как

верность, повиновение. В гос. жизни осуществляется разумная свобода, но не

переходит в субъективную свободу. Один субъект признается субстанцией, кот.

все принадлежит, так что никакой другой субъект не обособляется и не

отражается в его субъективной истории. Нет индивидуального принципа, хотя

есть его предчувствие, выражающееся во внешней борьбе таких государств с

другими без внутренней динамики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.