Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






способная образоваться из простых наблюдений, стремиться всегда избегать по

возможности непосредственного исследования, заменяя посленее рациональным

предвидением.

Положительное мышление = видеть, чтобы предвидеть: изучать то, что есть, и

отсюда заключать о том, что должно произойти согласно ощему положению о

неизменности естественных законов.

4) Учение о неизменности естественных законов должно иметь всеобщее

распространение.

Гл. II: Назначение положительного мышления.

Внутренее назначение положительного мышления - беспрерывно удовлетворять

наши собственные потребности, касающиеся созерцательной или активной жизни.

I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в

области мысли - в отношении к человечеству. Потреюности в порядке и

прогрессе.

II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и

практикой. Эта самопроизвольная тенденция непосредственно полную гармонию

между умозрительной и конкретной жизнью должна быть окончательно

рассмотрена как наиболее счастливая привилегия позитивного духа.

Положительная философия - единственная способная оказывать социальное

влияние.

III. Окончательная несовместимость науки с теологией. В начале наука с

теологией не находились в открытой вражде. По мере того, как физические

законы становились известными, господство сверхъествественной воли все

более и более ограничивалось и признавалось всегда преимущественн по

отношению к явлениям, законы которых остались неоткрытыми. (Рациональное

предвидение \ пророчество)

Положительная философия заменяет догму о конечных причинах принципом

условий существования.

Изменение несовершенства самопроизвольного порядка.

Гл. III: Соотносительные свойства положительного мышления и здравого

смысла.

I. О слове положительное: его различные значения определяют свойства

истинного философского мышления. Положительное (positif) - множество

значений, каждое из которых соответствует новой философии.

1) реальное в противоположность химерическому.

2) полезное в противоположность негодному.

3) достоверное в противоположность сомнительному.

4) точное в противоположность смутному.

5) положительное в противоположность отрицательному.

(истинное свойство новой философии организовывать, а не разрушать.)

+ тенденция всюду заменить абсолютное относительным.

II. Соотношение - в начале самопроизвольное, затем систематическое между

положительным мышлением и всеобщим здравым смыслом.

Все главные свойства положительного метода в сущности ни чем не отличаются

от свойств всеобщего здравого смысла.

Истинный философский дух = расширение простого здравого смысла на все

действительно доступные области умозрения. Их область совершенно

тождественна. Здоровые философские умозрения заимствуют всегда у простого

рассудка свои первоначальные понятия, дабы возвести их путем

систематической обработки на степень общности и постоянства, которой они

сами собой не могут достигнуть.

Часть II.

Гл I. Организация переворота.

I) Указать единственный действительно возможный выход из бесконечного

социального кризиса.

Современные школы бессильны это сделать и в итоге впадают в эклектику.

II) Положительное согласование порядка и прогресса. Ноая философия способна

построить основное согласование между требованиями порядка и прогресса: ибо

для этого ей достаточно распространить на социальные явления тенденцию,

которая соответствует ее природе.

Для новой философии порядок составляет всегда основное условие прогресса и

прогресс является необходимой целью порядка.

а) Главные социальные затруднения не являются теперь по существу

политическими, но преимущественно моральными, так, что их возможное

разрешение зависит от воззрений и нравов гораздо больше, чем от учреждений.

b) Настоящее состояние - необходимый результат всей предшествующей

эволюции. Прогресс - прежде всего прогресс науки (от Паскаля).

Различные исторические эпохи = фазисы одной и той же эволюции.

Гл. II. Ситсематизация человеческой морали.

Систематизация человеческой морали - главное применение истинной теории о

человечестве.

I. Эволюция положительной морали: результаты католицизма - прежде важные -

теперь разлагаются; их освящение, бывшее теологическим, теперь

рационализировано.

II. Необходимо сделать мораль независимой от теологии и метафизики.

Теология бессильна заставить исполнять заповеди.

III. Необходимо духовное господство положительной философии: мораль,

основанная на опыте рода.

Гл. III. Рост социального чувства. Положительная философия - как научная и

логическая возбуждает и укрепляет чувство оюязанности, вывдвигая всегда

идею целого, с которой такое чувство ествественно связано.

1. Старый моральный строй является личным (приводил к теории эгоизма).

2.Положительное мышление является непосредственно социальным.

Для положительной философии человек не существует; в собственном смысле

существовать может только человечество.

Обнаружение в действительности и умозрении связь каждого со всеми.

Преобладание человечности (= сочетание ума с общественностью) над

животностью.

Часть III. Условия торжества положительной школы.

Гл. I. Введение высшего народного образования.

I)Настроения все более и более благоприятствуют победе положительной школы

вследствие замены бесплодной политической агитации широким умственным

движением.Препятствие - сопротивление теологов и метафизиков.

II) Необходимость всеобщего воспитания. Преобразование нынешнего научного

мышления и основа общественного мнения. Должно иметь в виду массу умов.

III) По существу народное назначение положительного образования.

Преимущественно для пролетериев; они подготовлены, т. к. на них не

распространялась система прежнего воспитания.

Гл. II. Создание народной политики.

Позитивные знания непосредственно связаны с социальной программой

пролетариев. Природа политического вмешательства пролетариев - духовная и

моральная.

1. Обеспечить всем нормальное воспитание.

2. Обеспечит всем регулярный труд.

Народное воспитание должно быть независимым от светской власти.

Гл. III. Необходимый порядок положительных наук.

1. Закон классификации.

а) Догматическое условие: расположение наук согласно их полседовательной

зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла

следующую.

b) Историческое условие: располагать науки сообразно ходу их

действительного развития, преходя всегда от более древних к более новым.

2. Энциклопедический закон (иерархия наук) = конечная цель всех наших

реальных умозрений.

Философия природы (подготавливает социальную философию)

- органическая

- неорганическая (начинать надо с нее, т. к. ее явления более простые)

самое древнее и простое - астрономия.

Философия природы:

1. Астрономия (Греция).

2. Химия (Средние века).

3. Биология (современность).

Шире - вводятся промежуточные науки для перехода от одной к другой:

1. Математика - единственная рациональная колыбель положительного метода.

2. Асторномия.

3. Физика.

4. Химия.

5. Биология.

Неизменная иерархия наук.

1. Математика:

а) исчисление.

b) геометрия.

с) механика.

2. Астрономия.

3. Физика.

4. Химия.

5. Биология.

6. Социология.

1-ая - исключительный отправной пункт последней.

Можно для простоты объединить в группы:

1) Математико-астрономический (начальные).

2) Физико-химические (промежуточные).

3) Биолого-социальные.

3. Важность закона классификаций.

а) Классификация.

b) Эволюция.

Тщетные споры материализма и спиритуализма.

Заключение: применение астрономии к образованию.

1.Народное образование должно открываться астрономией до тех пор, пока не

наступит время систематического и полнейшего образования.

2. Полезность этой науки связана с ее историческим влиянием: астронимия

раньше социологии была главным двигателем великих умственных переворотов

человека.

К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.”

Лондон, январь 1859г.

Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал,

земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля,

мировой рынок.

Первые три рубрики: экономические условия жизни трех больших классов, на

которое распадается современное буржуазное общество. Связь трех других -

очевидна.

Первый отдел первой книги трактует о капитале.

Главы:

1) товар.

2) деньги (простое обращение).

3) капитал вообще.

От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные

интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор

гегелевской философии права (Введение уже 1844).

Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих

себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что,

наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского

общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в

политической экономии.

Париж, Брюссель.

Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в

определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -

производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени

развития их материальных производственных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую

структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и

политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.