Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Историческое сознание времени XIX века представлено в философии

истории Гегеля. Его историческому оптимизму (шествие в истории разума,

добра и справедливости, посредством его развертывания в различных

необходимых стадиях) противостоит с одной стороны критика современности

Кьеркегора и позже Ницше (европейский нигилизм), а с другой - марксизм.

Эпохальное сознание окрашивается в более мрачные тона, чему служит наиболее

ясным выражением «Закат Европы» О. Шпенглера. Сознание эпохи открывает

человеку его собственное ничтожество, оно отделяется от всякого бытия и

заменяется самим собой. Всякая подлинность теряет какие-либо основания, все

становится несостоятельным, обманом и самообманом, вращением идеологий.

2. Истоки современного положения.

То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной

нам истории. Орудия, огонь, язык, преодоление половой ревности и мужское

сотоварищество при создании постоянного общества подняли человека над миром

животных. Известные нам 6000 лет лишь небольшой этап его истории, в ходе

кот. он развился в множество типов, из кот. именно человек западного мира,

завоевавший земной шар, имеет историческое значение, основанное на 3

факторах:

1) становление рациональности и рационализация всех сфер человеческой

деятельности; 2) Субъективность события - конституирование человека как

личности; 3) в отличие от восточного неприятия мира, западное человечество

воспринимает мир как фактическую действительность. Самобытие и

рациональность становятся для него источниками познания мира и господства

над ним.

Эти три принципа в полной мере реализовались лишь в последних

столетиях. XIX век - век технического освоения мира и его европеизации.

Принципы западного человека исключали развития истории как простого

повторения по кругу, т.к. каждое открытие полагало новые возможности. Все в

человеческом бытии оказывается втянуто в становление, предвидеть результаты

кот. оказывается невозможно. Человек теряет устойчивые основания собств.

существования. Налицо разрыв с предыдущей историей: происходит тотальное

разбожествление мира, кот. является не неверием отдельных людей, а общим

результатом духовного развития западного человека, ведущего на самом деле к

ничто. Техническое развитие мира становится основой человеческого

существования и ставит перед ним новые условия, кот. не знало никакое

другое время.

3. Ситуация вообще.

Ситуации бывают: а) бессознательные - те, кот. оказывают воздействие,

не будучи осознаваемыми и, являясь т.о. формами детерминации; б)

рассматривающиеся как наличные для сознающей самое себя воли, кот. может их

принять, использовать и изменить. Она улавливает все поле возможного для

нее действия и его границ, что делает т.о. возможным для нее свободный

выбор.

Увидеть ситуации - значит начать господствовать над ней. Раскрыть

духовную ситуацию - раскрыть в себе и для себя ее определенность и

определится в своем собственном бытии относительно нее.

Какие ситуации имеются в виду? 1. Бытие человека определяется

социальными, экономическими и политическими ситуациями, от реальности кот.

зависит все остальное, хотя не исчерпывает его. 2. Существования человека

как сознания находится в сфере познаваемого, в ситуации знания, по

возможности ясной для человека. 3. Бытие человека определяется другими

людьми и возможностями веры.

Эти три фактора - условия фактического существования, возможная

ясность знания, апеллирующее самобытие в своей вере и ситуация коммуникации

- определяют общую духовную ситуацию.

Однако общая социальная ситуация не является решающей, т.к. она не

объединяет, а разделяет. Решающим является возможность самобытия, кот.

состоит в недоступной определению задаче узнать посредством овладения

судьбой свою историческую связность. Того же единства не наблюдается не в

сфере знания, ни в сфере коммуникации. Т.о. единой ситуации для людей

одного времени не существует. Решение этой проблемы - возможности познать

ситуации исходя только из целого, кот. не дано, т.к. любая частная

перспектива недостаточна (соц., психолог. и т.д. анализ) - возможно через

установление отношения к бытию как ориентирующемуся самобытию, кот.

направлено на сознательное постижение собственного становления в его

особой ситуации. Это мышление, кот. не знает, что есть, но ищет посредством

знания, что может быть.

Массовый порядок и обеспечение существования.

В настоящее время человеческое существование рассматривается как

массовое обеспечение посредством рационального производства на основе

технических открытий, для кот. неизбежным становится действующий в ходе

необходимого экономического развития аппарат. Для духовного осознания

ситуации решающим является прояснение вопроса, следует ли считать эти силы

и то, что они создают, единственной господствующей над всем

действительностью человека.

Массовое существование и его условия. 1800г.- население Земли ок. 850

млн., а сегодня 1800млн. Этот прирост населения стал возможным благодаря

развитию техники (рационализации и механизации деятельности), кот. создало

новый базис производства, организации предприятий, методическое изучение

производительности труда, транспорт и систему сообщений, упорядочение жизни

посредством формального права и полиции. Массы населения не могут жить без

огромного аппарата, в работе кот. участвуют в качестве колесиков, ради

обеспечения своего существования. Это - действие принципа установления

целерационального порядка в обеспечении существования.

Сознание и век техники. Из-за развития техники возникает уверенность в

обеспеченности жизни всем необходимым, но удовольствие от этого

уменьшается, т.к. удовлетворение осознается как само собой разумеющееся.

Поэтому все связанное с удовлетворением просто потребности становится

безразличным, а существенным - только тогда, когда его нет. Пропорционально

росту масштаба обеспечения жизни увеличивается ощущение недостатка и угрозы

опасности.

Во-вторых, преодоление техникой пространства и времени, где все

предстает одинаково близким и далеким, предоставляя возможность

соприкоснуться всем со всеми, убивает всякую тайну и возможность удивления.

Внутренней позицией человека становится деловитость, мерой кот. является

успех его деятельности. Объективируясь в деятельности, индивид распадается

на функции и живет как сознание социального бытия. Он мыслит свое бытие

только как «мы». Он растворяется в публичности. В разложении на функции

существование теряет свою историческую особенность вплоть до нивелирования

возрастных различий - стремление быть молодым. Публичность как способ

существования человека требует унификации всех сторон жизнедеятельности

(поведения, моды, общения и т.д.).

Господство аппарата. Превращая людей в функции, аппарат обеспечения

существования изымает их из субстанциального содержания жизни. Мерой

человека является средняя производительность, для кот. индивид как таковой

безразличен. Мир попадает под власть посредственности, людей без судьбы,

без различий и подлинной человеческой сущности. Руководство аппаратом

осуществляется бюрократией, кот. сама есть аппарат, образованный людьми,

ставшими аппаратом. Продвижение в аппарате возможно лишь ценной потери

своей сущности.

Господство массы. Масса и аппарат связаны друг с другом. Масса не как

толпа (что существовала всегда), а как публика, не разграниченная в своей

принадлежности к различным слоям общества - необходимый продукт нашего

этапа исторического развития. Масса как совокупность людей, расставленных

внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее

значение имела воля и свойства большинства, является постоянно действующей

силой нашего мира, кот. в публике и массах в качестве толпы принимает облик

преходящего явления. Свойство публике состоит в призрачном представлении о

своем значении как большого числа людей. Ее характеризует «общественное

мнение», кот. не является мнением никакого отдельно взятого человека, хотя

и принимается теми или иными группами в качестве собственного. Для

расчлененной в аппарате массы главное значение имеет фикция единства.

Человек обретает себя не в отличии, а в уподоблении. Условием жизни

становится выполнение функции, так или иначе служащей массам. Расчлененная

в аппарате масса бездуховна и бесчеловечна, она - наличное бытие без

существования, суеверие без веры. Любое духовное движение может

реализоваться только как обеспечивающее некую потребность массы. Все

остальное отбрасывается как далекое от жизни. Для воздействия на массу

необходима реклама. Она является формой ее самосознания, кот. должно

принимать любое духовное движение.

Границы порядка существования.

Тем не менее, техника, аппарат и массовое существование не исчерпывают

бытие человека. Они наталкиваются на несводимую специфичность самого этого

бытия, кот. указывает на границы порядка существования, кот. необходимо

осмыслить, дабы увидеть лежащее за их пределами. Это делает невозможной его

абсолютизация, кот. являясь необходимой идеологией масс порождает

современную софистику, призванную так или иначе ее утвердить. С другой

стороны, сознаваемая невозможность тотального упорядочивания существования

порождает сознания кризиса, являющее выражением того, что все в опасности и

не более ничего радикально упорядоченного.

1. Современная софистика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.