Рефераты. Заратустр






| |К презирающим тело хочу я сказать моё слово. Не | |

| |переучиваться и переучивать должны они меня, но | |

| |только проститься со своим собственным телом — и | |

| |таким образом стать немыми. | |

| |«Я тело и душа» — так говорит ребёнок. И почему не | |

| |говорить, как дети? | |

| |Но пробудившийся, знающий, говорит: я — тело, | |

| |только тело, и ничто больше; а душа есть только | |

| |слово для чего-то в теле. | |

| |Тело — это большой разум, множество с одним | |

| |сознанием, война и мир, стадо и пастырь. | |

| |Орудием твоего тела является также твой маленький | |

| |разум, брат мой; ты называешь «духом» это маленькое| |

| |орудие, эту игрушку твоего большого разума. | |

| |Я говоришь ты и гордишься этим словом. Но больше | |

| |его — во что не хочешь ты верить — тело твоё с его | |

| |большим разумом: оно не говорит Я, но делает Я. | |

| |Что чувствует чувство и что познает ум — никогда не| |

| |имеет в себе своей цели. Но чувство и ум хотели бы | |

| |убедить тебя, что они цель всех вещей: так | |

| |тщеславны они. | |

| |Орудием и игрушкой являются чувство и ум: за ними | |

| |лежит ещё Само. Само ищет также глазами чувств, оно| |

| |прислушивается также ушами духа. | |

| |Само всегда прислушивается и ищет: оно сравнивает, | |

| |подчиняет, завоёвывает, разрушает. Оно господствует| |

| |и является даже господином над Я. | |

| |За твоими мыслями и чувствами, брат мой, стоит | |

| |более могущественный повелитель, неведомый мудрец, | |

| |— он называется Само. В твоём теле он живёт; он и | |

| |есть твоё тело. | |

| |Больше разума в твоём теле, чем в твоей высшей | |

| |мудрости. И кто знает, к чему нужна твоему телу | |

| |твоя высшая мудрость? | |

| |Твоё Само смеётся над твоим Я и его гордыми | |

| |скачками. «Что мне эти скачки и полёты мысли? — | |

| |говорит оно себе. — Окольный путь к моей цели. Я | |

| |служу помочами для Я и суфлёром его понятий». | |

| |Само говорит к Я: «Здесь ощущай боль!» И вот оно | |

| |страдает и думает о том, как бы больше не страдать,| |

| |— и для этого именно должно оно думать. | |

| |Само говорит к Я: «Здесь чувствуй радость!» И вот | |

| |оно радуется и думает о том, как бы почаще | |

| |радоваться, — и для этого именно должно оно думать.| |

| | | |

| |К презирающим тело хочу я сказать слово. То, что | |

| |презирают они, не оставляют они без призора. Что же| |

| |создало призор и презрение и ценность и волю? | |

| |Созидающее Само создало себе призор и презрение, | |

| |оно создало себе радость и горе. Созидающее тело | |

| |создало себе дух как длань своей воли. | |

| |Даже в своём безумии и презрении вы, презирающие | |

| |тело, вы служите своему Само. Я говорю вам: ваше | |

| |Само хочет умереть и отворачивается от жизни. | |

| |Оно уже не в силах делать то, чего оно хочет больше| |

| |всего, — созидать дальше себя. Этого хочет оно | |

| |больше всего, в этом вся страстность его. | |

| |Но теперь это для него слишком поздно — и вот ваше | |

| |Само хочет погибнуть, вы, презирающие тело. | |

| |Ваше Само хочет погибнуть, и потому вы стали | |

| |презирающими тело! Ибо вы уже больше не в силах | |

| |созидать дальше себя. | |

| |И потому вы негодуете на жизнь и землю. | |

| |Бессознательная зависть светится в косом взгляде | |

| |вашего презрения. | |

| |Я не следую вашим путём, вы, презирающие тело! Для | |

| |меня вы не мост, ведущий к сверхчеловеку! — | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О радостях и страстях | |

| |Брат мой, если есть у тебя добродетель и она твоя | |

| |добродетель, то ты не владеешь ею сообща с другими.| |

| | | |

| |Конечно, ты хочешь называть её по имени и ласкать | |

| |её: ты хочешь подёргать её за ушко и позабавиться с| |

| |нею. | |

| |И смотри! Теперь ты обладаешь её именем сообща с | |

| |народом, и сам ты с твоей добродетелью стал народом| |

| |и стадом! | |

| |Лучше было бы тебе сказать: «нет слова, нет | |

| |названия тому, что составляет муку и сладость моей | |

| |души, а также голод утробы моей». | |

| |Пусть твоя добродетель будет слишком высока, чтобы | |

| |доверить её имени: и если ты должен говорить о ней,| |

| |то не стыдись говорить, лепеча. | |

| |Говори, лепеча: «Это моё добро, каким я люблю его, | |

| |каким оно всецело мне нравится, и лишь таким я хочу| |

| |его. | |

| |Не потому я хочу его, чтобы было оно божественным | |

| |законом, и не потому я хочу его, чтобы было оно | |

| |человеческим установлением и человеческой нуждой: | |

| |да не служит оно мне указателем на небо или в рай. | |

| | | |

| |Только земную добродетель люблю я: в ней мало | |

| |мудрости и всего меньше разума всех людей. | |

| |Но эта птица свила у меня гнездо себе, поэтому я | |

| |люблю и прижимаю её к сердцу — теперь на золотых | |

| |яйцах она сидит у меня». | |

| |Так должен ты лепетать и хвалить свою добродетель. | |

| | | |

| |Некогда были у тебя страсти, и ты называл их злыми.| |

| |А теперь у тебя только твои добродетели: они | |

| |выросли из твоих страстей. | |

| |Ты положил свою высшую цель в эти страсти: и вот | |

| |они стали твоей добродетелью и твоей радостью. | |

| |И если б ты был из рода вспыльчивых, или из рода | |

| |сластолюбцев, или изуверов, или людей мстительных: | |

| | | |

| |Всё-таки в конце концов твои страсти обратились бы | |

| |в добродетели и все твои демоны — в ангелов. | |

| |Некогда были дикие псы в погребах твоих, но в конце| |

| |концов обратились они в птиц и прелестных певуний. | |

| | | |

| |Из своих ядов сварил ты себе бальзам свой; ты доил | |

| |корову — скорбь свою, — теперь ты пьёшь сладкое | |

| |молоко её вымени. | |

| |И отныне ничего злого не вырастает из тебя, кроме | |

| |зла, которое вырастает из борьбы твоих | |

| |добродетелей. | |

| |Брат мой, если ты счастлив, то у тебя одна | |

| |добродетель, и не более: тогда легче проходишь ты | |

| |по мосту. | |

| |Почтенно иметь много добродетелей, но это тяжёлая | |

| |участь, и многие шли в пустыню и убивали себя, ибо | |

| |они уставали быть битвой и полем битвы | |

| |добродетелей. | |

| |Брат мой, зло ли война и битвы? Однако это зло | |

| |необходимо, необходимы и зависть, и недоверие, и | |

| |клевета между твоими добродетелями. | |

| |Посмотри, как каждая из твоих добродетелей жаждет | |

| |высшего: она хочет всего твоего духа, чтобы был он | |

| |её глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, | |

| |ненависти и любви. | |

| |Ревнива каждая добродетель в отношении другой, а | |

| |ревность — ужасная вещь. Даже добродетели могут | |

| |погибнуть из-за ревности. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.