Рефераты. Заратустр






| |«Вы, высшие люди, — так моргает толпа, — не | |

| |существует высших людей, мы все равны, человек есть| |

| |человек, перед Богом — мы все равны!» | |

| |Перед Богом! — Но теперь умер этот Бог. Но перед | |

| |толпою мы не хотим быть равны. Вы, высшие люди, | |

| |уходите с базара! | |

| |2 | |

| |Перед Богом! — Но теперь умер этот Бог! Вы, высшие | |

| |люди, этот Бог был вашей величайшей опасностью. | |

| |С тех пор как лежит он в могиле, вы впервые | |

| |воскресли. Только теперь наступает великий полдень,| |

| |только теперь высший человек становится — | |

| |господином! | |

| |Поняли ли вы это слово, о братья мои? Вы | |

| |испугались: встревожилось сердце ваше? Не зияет ли | |

| |здесь бездна для вас? Не лает ли здесь адский пёс | |

| |на вас? | |

| |Ну что ж! вперёд! высшие люди! Только теперь гора | |

| |человеческого будущего мечется в родовых муках. Бог| |

| |умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек. | |

| |3 | |

| |Самые заботливые вопрошают: «Как сохраниться | |

| |человеку?» Заратустра же спрашивает, единственный и| |

| |первый: «Как превзойти человека?» | |

| |К сверхчеловеку лежит сердце моё, он для меня | |

| |первое и единственное, — а не человек: не ближний, | |

| |не самый бедный, не самый страждущий, не самый | |

| |лучший. | |

| |О братья мои, если что я могу любить в человеке, | |

| |так это только то, что он есть переход и гибель. И | |

| |даже в вас есть многое, что пробуждает во мне | |

| |любовь и надежду. | |

| |Ваша ненависть, о высшие люди, пробуждает во мне | |

| |надежду. Ибо великие ненавистники суть великие | |

| |почитатели. | |

| |Ваше отчаяние достойно великого уважения. Ибо вы не| |

| |научились подчиняться, вы не научились маленькому | |

| |благоразумию. | |

| |Ибо теперь маленькие люди стали господами: они все | |

| |проповедуют покорность, скромность, благоразумие, | |

| |старание, осторожность и нескончаемое «и так далее»| |

| |маленьких добродетелей. | |

| |Всё женское, всё рабское, и особенно вся чернь: это| |

| |хочет теперь стать господином всей человеческой | |

| |судьбы — о отвращение! отвращение! отвращение! | |

| |Они неустанно спрашивают: «как лучше, дольше и | |

| |приятнее сохраниться человеку?» И потому — они | |

| |господа сегодняшнего дня. | |

| |Этих господ сегодняшнего дня превзойдите мне, о | |

| |братья мои, — этих маленьких людей: они величайшая | |

| |опасность для сверхчеловека! | |

| |Превзойдите мне, о высшие люди, маленькие | |

| |добродетели, маленькое благоразумие, боязливую | |

| |осторожность, кишенье муравьёв, жалкое довольство, | |

| |«счастье большинства»! — | |

| |И лучше уж отчаивайтесь, но не сдавайтесь. И | |

| |поистине, я люблю вас за то, что вы сегодня не | |

| |умеете жить, о высшие люди! Ибо так вы живёте — | |

| |лучше всего! | |

| |4 | |

| |Есть ли в вас мужество, о братья мои? Есть ли | |

| |сердце в вас? Не мужество перед свидетелями, а | |

| |мужество отшельника и орла, на которое уже не | |

| |смотрит даже Бог? | |

| |У холодных душ, у мулов, у слепых и у пьяных нет | |

| |того, что называю я мужеством. Лишь у того есть | |

| |мужество, кто знает страх, но побеждает его, кто | |

| |видит бездну, но с гордостью смотрит в неё. | |

| |Кто смотрит в бездну, но глазами орла, кто хватает | |

| |бездну когтями орла — лишь в том есть мужество. | |

| |5 | |

| |«Человек зол» — так говорили мне в утешение все | |

| |мудрецы. Ах, если бы это и сегодня было ещё | |

| |правдой! Ибо зло есть лучшая сила человека. | |

| |«Человек должен становиться всё лучше и злее» — так| |

| |учу я. Самое злое нужно для блага сверхчеловека. | |

| |Могло быть благом для проповедника маленьких людей,| |

| |что страдал и нёс он грехи людей. Но я радуюсь | |

| |великому греху как великому утешению своему. | |

| |Но всё это сказано не для длинных ушей. Не всякое | |

| |слово годится ко всякому рылу. Это тонкие, дальние | |

| |вещи: копыта овец не должны топтать их! | |

| |6 | |

| |О высшие люди, не думаете ли вы, что я здесь для | |

| |того, чтобы исправить то, что сделали вы дурного? | |

| |Или что хочу я отныне удобнее уложить вас спать, | |

| |страдающих? Или указать вам, беспокойным, сбившимся| |

| |с пути и потерявшимся в горах, новые, более удобные| |

| |тропинки? | |

| |Нет! Нет! Трижды нет! Всё больше все лучшие из рода| |

| |вашего должны гибнуть, — ибо вам должно становиться| |

| |всё хуже и жёстче. Ибо только этим путём — | |

| |— только этим путём вырастает человек до той | |

| |высоты, где молния порождает и убивает его: | |

| |достаточно высоко для молнии! | |

| |На немногое, на долгое, на дальнее направлена мысль| |

| |моя и тоска моя — что мне до вашей маленькой, | |

| |обыкновенной и короткой нищеты! | |

| |По-моему, вы ещё недостаточно страдаете! Ибо вы | |

| |страдаете собой, вы ещё не страдали человеком. Вы | |

| |солгали бы, если бы сказали иначе! Никто из вас не | |

| |страдает тем, чем страдал я. — | |

| | | |

| |7 | |

| |Мне недостаточно, чтобы молния не вредила больше. | |

| |Не отвращать хочу я её: она должна научиться | |

| |работать — для меня. | |

| |Моя мудрость собирается уже давно, подобно туче, | |

| |она становится всё спокойнее и темнее. Так бывает | |

| |со всякою мудростью, которая должна некогда родить | |

| |молнии. — | |

| |Для этих людей сегодняшнего дня не хочу я быть | |

| |светом, ни называться им. Их — хочу я ослепить: | |

| |молния мудрости моей! выжги им глаза! | |

| |8 | |

| |Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная | |

| |лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих. | |

| |Особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они | |

| |возбуждают недоверие к великим вещам, эти ловкие | |

| |фальшивомонетчики, эти комедианты — | |

| |— пока наконец они не изолгутся, косые, снаружи | |

| |окрашенные, но внутри разъедаемые червями, | |

| |прикрытые великими словами, показными | |

| |добродетелями, блестящими поддельными делами. | |

| |Будьте тут особенно осторожны, о высшие люди! Ибо | |

| |нет для меня сегодня ничего более драгоценного и | |

| |более редкого, чем правдивость. | |

| |Не принадлежит ли это «сегодня» толпе? Но толпа не | |

| |знает, что велико, что мало, что прямо и правдиво: | |

| |она криводушна по невинности, она лжёт всегда. | |

| |9 | |

| |Будьте сегодня недоверчивы, о высшие люди, люди | |

| |мужественные и чистосердечные! И держите в тайне | |

| |основания ваши! Ибо это «сегодня» принадлежит | |

| |толпе. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.