Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






Определяющее влияние оказывает и общая эволюция государственности.

Направление этой эволюции – в формировании мировых надгосударственных

органов и организаций, «просветление» государственных границ, а в некоторых

регионах превращение их в «прозрачные», развитие транснациональных

экономических компаний, трансграничное информационное пространство, новые

формы общения, коммуникации, космические проблемы человечества.

С другой стороны, появление новых кризисных проблем: сепаратиские

движения во многих государствах, необходимость именно государственной

борьбы с терроризмом, наркомафиями, государственные столкновения из-за

нефтяных, газовых и иных сырьевых месторождений, а, в целом, борьба за

энергосистемы. Это и многое другое ведет к усилению значения

государственных образований в жизни народов.

Таким образом, на эволюцию государственности оказывают влияние две

тенденции. Одна ведет к преобразованиям, укреплениям государственных

образований, появлению многих межгосударственных союзов, усиление роли

международных организаций.

Вторая тенденция ведет к идеологии и практики социальной ценности

государства, укрепление национальных основ государственности.

Концепция правового государства

Важнейшей характеристикой такого правового состояния общества

является определенное взаимоотношение права и политической власти,

разработанное либерально-просветительской мыслью в концепции правового

государства. Суть этого взаимоотношения можно свести к трем основным

положениям:

20. категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

21. верховенство закона,

22. разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Один из главных инструментов права - ЗАКОНЫ, а они создаются,

принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью,

государством. Если государство принимает законы, ограничивающие права

личности, это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает упомянутое выше

различение права и закона: закон может быть и НЕПРАВЫМ, если он нарушает

основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если

он покушается на "естественные" права и свободы личности.

Поэтому первым принципом правового состояния государства и объявляется

БЕЗУСЛОВНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ, которые "выше"

любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства. Кроме

того, само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки

правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть

ограничена законом. В этом смысл принципа ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА. Право

одинаково обязательно и для "власть предержащих", и для подвластных.

Такое самоограничение государства реально возможно только при соблюдении

принципа РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, исключающего монополизацию власти в руках

одного лица или органа. Смысл этого принципа правового государства - в

предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разъединении

государственного монолита на три равноправные части (или "ветви власти"),

которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное - взаимно

контролируют друг друга, не допускают превышения полномочий какой-либо из

властей.

Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-

просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим

достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла

до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий

правовой порядок. Однако для большей части человечества, в т.ч. и для нашей

страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно

правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то

вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.

В заключении необходимо отметить, что, безусловно, эти два социальных

института – правовое государство и гражданское общество, в обозримом

времени будут существовать и оказывать свое решающее воздействие на

существование человечества. Иллюзии, что они «отомрут», деградируют, не

оправдались. Их развитие опирается на прочные основы самых глубоких

потребностей человечества. Государственно - правовое существование

человечества – это та найденная форма, которая вот уже пять тысяч лет

помогает человечеству в его движении по пути развития.

Политическая жизнь общества

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе

политологией, политической социологией, политической психологией, а также

философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических

явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли философии,

как философия политики.

Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики

и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и

идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества,

политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и

т.д.

Особое значение имеет выяснение соотношения категорий «власть»,

«политика» с такими фундаментальными философскими категориями как

«свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное,

классовое и общечеловеческое.

Эти вопросы решались так или иначе еще в античной философии, прежде

всего в произведениях Платона и Аристотеля.

Расцвет социально-философских теорий в эпоху Возрождения и Новое время

связан с обоснованием сущности политической, прежде всего государственной

власти в трудах Н. Макиавелли, а также с теорией естественного права Т.

Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы, с исследованием проблемы разделения

властей, гражданского общества и правового государства Дж. Локком и Ш.

Монтескье. Возникают основные направления политической идеологии

—либерализм (Ш. Монтескье), консерватизм (Э. Берк) и тоталитаризм (Ж.-Ж.

Руссо)

Немецкая классическая философия преуспела в исследовании этических

основ права и государства (И. Кант), философии права (Г. Гегель).

Существенный интерес представляет марксистское учение о взаимодействии

политики и экономики, роли насилия в истории, соотношении морали и

политики, происхождении и функциях государства, условиях его отмирания.

Представляют интерес также политические идеи анархизма (М. Бакунин, П.

Кропоткин) и геополитические концепции XX в. (К. Хаусхофер, X. Маккиндер и

др.).

Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества

Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики — проблема

власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит

диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство

осуществления политики!, с другой — является ее первоосновой. Установление

отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между

людьми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой

принуждение человека к деятельности вопреки его воле.

Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-

первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых,

власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах

деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.

Социальными предпосылками или источниками власти можно считать

групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные

разделением труда, отношениями собственности и т.д.

Функционально власть проявляется через определенный порядок и

согласованность действий сторон, обусловленные их общей материальной

заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и

т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного

согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить

исламская революция в Иране: любой политический режим обречен на гибель,

если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей.

Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни

общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества

складывается из политической деятельности различных социальных сил. При

этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы.

Политика — это регулирование и управление различными сферами общественной

жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых

при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть.

Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая

власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т. е. законна.

Последнее возможно: а) когда власть основана на традициях, например,

монархия; б) является рационально-правовой, т. е. установлена легально,

например, в результате победы на выборах; в) носит харизматический

характер, т. е. имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества

политического вождя'2.

Важно не упустить из виду качественные особенности политики. Ее

отличают универсальность, всеохватывающий характер, способность

воздействовать на любые стороны жизни общества. Вместе с тем политика

реализуется через политические отношения, политические институты и

политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые

закрепляются, институализируются в форме тех или иных политических

организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе и в виде

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.