Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






творческий акт, который не изменен в процессе изменения. Бессознательное,

что есть в личности представляет собой космическое явление. Творчество

создает особый мир, оно продолжает дело творение, уподобляя человека богу-

творцу. В связи с этим задача философии состоит в том, чтобы осознать

первичность духа, как творческой реальности. Человек - это дитя бога и дитя

меона (несотворенная свобода). Человек, по мнению Бердяева, должен обладать

абсолютной свободой, поэтому он отделил свободу от Бога и человека. И таким

путем антологизировал зло.

В истории Бердяев выделил конечную цель - эсхатологию. Это позволило

ему провозгласить примат свободы над бытием, примат личности над

историческим временем. Бердяев в своем философском осмыслении идеи нации

пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во

времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

В основе историософии России по мнению Бердяева лежит не достоверный

факт, а интуитивный тезис о саморазорванности (противоречивости) русской

души. В таком случае русский народ, утверждает Бердяев, совмещение

противоположностей, которые имеют двойственную основу. Часть из них

заимствована и перенесена, другая – порождена национальной жизнью, как

например, изначально язычество, православие, аскетическая монархия,

церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.

Бердяев выделил три свободы:

первичную - не согласуется с Богом и не создается им. Это безосновная

основа бытия.

иррациональную (произвольную). Суть ее заключается в подчинении

моральному закону и ведет она к обязательной добродетели, а стало быть это

свобода рабства (основа рабства). Мораль – категория государственная.

Ценностные установки – это нравственность. К такому выводу Бердяев пришел в

связи с тем, что он мало добра обнаружил в добродетелях, и выход из

иррациональной свободы может быть только трагическим или

сверхъестественным.

свободу, проникнутую любовью к Богу – рациональная свобода, это

связано со смыслом человеческого бытия, это свободная любовь человека к

богу.

В соответствии с тремя типами свободы Бердяев пытался решить проблему

смысла истории: это Бог, судьба и человеческая история. Судьба по мнению

Бердяева превращает личность в арену иррациональных сил истории. В

определении природы своей истории народы покоряются власти судьбы. Русская

идея у Бердяева выступает в качестве творчества религиозного сознания,

которое охватывает все направления отечественного любомудрия. Он имеет в

виду масонов и декабристов, славянофилов и западников, анархистов и даже

русских марксистов. Все они, по мнению Бердяева, выражали характер и

признание русского народа, его самобытную религиозность. Т.о. русская идея

по Бердяеву представляет собой целостное тоталитарное мировоззрение,

принципиально свободное в путях познания. В этой тоталитарной всеобщности и

проявляется новая форма религиозной философии. Откровение в таком случае

становится духовным опытом и духовным актом, а не авторитетом. Поэтому в

откровении приоритетным методом считается интуиция. Именно таким путем

Бердяев соединяет теоретический и практический разум, предполагает

целостность познания в совокупности духовных сил, где разум соединен с

волей и чувством и где нет рационалистической расчлененности. Ограничение

разума – это не агностицизм, а человеческое начало в свободе выбора воли

или желания. Учение Бердяева получило широкий резонанс в русской духовной и

в той или иной степени включило в себя все направления отечественной

мысли. Однако наиболее близкий к нему по духу был Лосский. Бердяев большое

внимание уделил критике большевизма или ортодоксального марксизма в России.

Его представителем был Плеханов. Он пришел в марксизм, разочаровавшись в

революционной метафизике народничества. Фактически он был марксистом, но

монистически понимал историю. В развитии государства и общества приоритет

отдавал географической среде. Диалектика была сведена до управления

сенсуализма, а диалектический метод до скачкообразного развития

цивилизации через революцию.

Философия большевизма была развита Лениным. После революции 1917 года

носителями неомарксизма была иммиграция, которая была не однородна. Старшее

поколение стремилось утвердить псевдомонархический дух, новое поколение

отвергало старую ложь и старые ошибки, и стремилось к творчеству в

осмыслении монархии и государственности России. Наиболее видимым идеологом

неомарксизма стал Ильин (профессор, правовед, философ МГУ). Он рассмотрел

проблему преодоления у россиян толстовства и восстановления русского

православия о мечте. О мечте он рассуждает как о силе и слове. Он был

идеологом монархии. В основе его социально-философских рассуждений лежит

правовое обоснование сильной власти, которая рассматривается как

необходимая форма духовного бытия человека. Он утверждал, что вне права нет

пути ни к добродетели, ник божеству, ни к высшим удовлетворениям духа.

Основа права и государства - это патриотическое соединение людей имеющих

духовную природу, демонстрирующую принадлежность человека к определенному

государству. Гражданином человек становится не из-за формального

подданства, а через духовную солидарность с государством и принятием его

цели (государства). Государство по мнению Ильина - это духовный союз

людей, обладающих правосознанием. Право по нему упрочивает ранг и иерархию

Вывод: нельзя власть отдавать народу ибо невозможно властвовать сообща

или в одинаковой степени. Борьбу за власть он оправдывает при условии

сохранения монархии. Он сформулировал аксиомы власти: власть должна

принадлежать по праву; она должна быть едина, осуществляться лучшими

людьми, удовлетворяющих этическому и политическому цензу; справедливость

должна быть распределяющей.

55. Социальные общности. Проблемы этносов и этнической дифференциации,,

национального самосознания и межнациональных отношений в конце XX и начале

XXI века.

Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают

конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-

историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно

обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита,

маргиналы и т.д. В любой из общности есть базовый признак, который создает

условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей

являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические

чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских

устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем,

что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются

каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией,

ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-

сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах

определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от

другой.

Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не

расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые

общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую

функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три

основные их черты:

взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);

членство (высокая степень сплочения);

единство (наличие признаков, присущих всем).

Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался

Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности,

освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые

общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы

представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них

осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.

Вторичные групповые общности характеризуются незначительными

эмоциональными отношениями, создаются для достижения конкретной цели. В

них индивидуальное не имеет значение, определяющим является умение

выполнять определенные функции. Вторичные социальные общности создаются для

достижения конкретных целей организации. Иногда, социальные философы, как и

социологи, кроме малых (первичных и вторичных) групп, выделяют в социальных

общностях: формальные (все регламентировано) и неформальные группы;

неорганизованные и частично организованные (публика в театре, маргиналы)

группы. Маргиналы - это группа людей, поставленных обществом на грань двух

миров, когда доминирующая группа их не принимает, а группа по происхождению

их отторгла. Помимо названных социальных групп, выделяют еще скрытые

социальные группы. Они оказывают непосредственное или косвенное влияние на

главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита

- группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными

качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В

изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его

концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает

динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что

элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает,

начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.