Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение.

Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете,

излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о

Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна

Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает

человечество.

Возникает христианство в Римской империи в период ее кризиса и гибели,

что являлось благодатной почвой для апокалипсических настроений. Из

большого числа сект и течений сложилась единая христианская церковь,

постепенно отошедшая от простоты раннего христианства и создавшая культ,

сопровождаемый сложной системой обрядов. Самые важные культовые обряды -

это крещение и причащение. Во время причащения вкушается хлеб и вино как

символы плоти и крови Христа. Крещение символизирует снятие первородного

греха с человека.

Распад Римской империи привел к распадению христианской церкви на

западную и восточную. На Западе церковь базировалась на огромном авторитете

римского папы, стремившегося к автономии от государственной власти и

фактически создавшего собственную систему государственности. На Востоке,

где имперские структур* * были устойчивее, главы церкви - патриархи, не

имели полной свободы от светской власти.

Усиление власти папы римского и попытки распространения ее на

весь мир привели к расколу, который был оформлен в 1054 г. В основе лежали

следующие доктринальные расхождения : - догмат об' исхождении святого духа.

В римско-католиче-ской церкви признается исхождение духа от бога-отца и

бога-сына; в греко-православной - только от бога-отца; - отказ восточной

церкви от практики • индульгенций - платного освобождения человека от

совершенных им грехов; - католическое учение о чистилище, в который

попадают умершие христиане, могущие затем попасть в рай, в том числе

благодаря молитвам, возносимым за них на земле; -учение о непорочном

зачатии девы Марии в католичестве и обеты безбрачия для священников; -

догмат о непогрешимости папы в делах веры.

Кроме того существовали обрядовые отличия в процедуре крещения,

употребление латинского языка в службе и т.д. В XVI в. в результате мощного

движения Реформации (Лютер, Кальвин) происходит раскол католицизма, и

возникает такая разновидность христианства, как протестантизм. Эта религия

придает меньшее значение обрядам, акцентирует внимание на внутриличност-ных

аспектах духовного общения с Богом, предоставляя верующим большую свободу в

трактовке Библии.

Ислам , как третья мировая религия, возник в VII в., и его основателем

является Мухаммед. Исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также

жители Северной Африки и большей части /1зии.| Основной книгой ислама

является Коран, который представляет собой собранные записи изречений и

поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на абсолютной вере в

Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед.

Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их.

Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней,

уплатой налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в

жизни паломничества в Мекку.

Таким образом, религия представляет собой один из основных вариантов

существования системы нравственных норм. В ней формулируются абсолютно

истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С

одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его

"тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны,

религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий

взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых

человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.

Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях,

когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не

рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру,

естественный и необходимый процесс.

Православие в России. Церковь и русская армия.

Начало утверждению православия в Российском государстве положило

"крещение Руси", осуществленное в 988 г. киевским князем Владимиром. В

первые века своего существования Русская Православная Церковь полностью

зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими

митрополитами. Лишь ь 1448 г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала

возглавляться патриархом Московским и Всея Руси.

С целью укрепления позиций церкви внутри страны и повышения ее

международного престижа Е XVII в. патриархом Никоном бы да проведена

церковная реформа, касавшаяся преимущественно об рядовой стороны

религиозной жизни. Она явилась поводом ддч раскола русской православной

церкви и возникновения направления, известного под названием

"старообрядчества", отвергнувшего церковные нововведения.

Впоследствии в связи с тем что патриаршая власть не поддерживала

реформаторскую деятельность Петра I. управление церковью было

преобразовано, а сама она превращена Е составную часть государственного

аппарата Российской империи. Место патриарха с 1721 г. занял Святейший

Правительственный Синод, возглавлявшийся государственным чиновником - обер-

прокурором. В августе 1917 г. созван первый (после замены патриарха

Синодом) Повсеместный Собор Русской Православной Церкви, который

восстановил патриаршество, избрав главой Русской Православной Церкв Тихона

(Белявина). Церковь и патриарх Тихон не приняли социальных преобразований

1017 года. Патриарх предал Советскую власть анафеме. Развернулось

противостояние Власти и Церкви.

Чтобы сохранить церковь, часть духовенства выступила с идеей

"обновления" православия, предусматривавшей признание Советского

государства, модернизацию всех сторон церковной жизни, Тихон и его

сторонники со временем также перешли на позиции лояльности к Советской

власти. Его преемник митрополит Сергий (Страгородский). Ставший

впоследствии патриархом, закрепил новую ориентацию церкви. В 1948 г.

состоялся Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви, завершивший

процесс реорганизации Московской патриархии. Собор избрал патриархом

Московским и всея Руси Алексия (Симанского).

Весьма основательной корректировке подверглись многие положения,

имеющие догматический характер. Признано, например, возможным по-новому

формулировать как сами христианские догматы, так и выводы из них. В

частности, больше не утверждалось, что страдания являются необходимым

условием " достижения "небесного блаженства". Духовенство перестало активно

пропагандировать идею "ухода от мира".

Труд теперь не рассматривался как "наказание господне", не порицался и

социальный, научно-технический и культурный прогресс. Пересмотрено

традиционное толкование ряда положении Библии. Исподволь модернизируется

прагоелаЕныи культ весь традиционный уклад церковной жисни. Третий

Поместный '"обор, проходил в 1971 г. Он ориентировал Гусою/ю Православную

Церковь на дальнейшую модернизацию веекаспектоЕ религиозной идеологии, на

активизацию ее деятельности по укреплению своих позиций и •расширению

контактов с другими христианскими церквами и объединениями. Патриархом был

избран Пимен.

В настоящее время патриархом Московским и Всея Руси является Алексий

II. Первичную ячейку Русской Православной Церкви составляет община

Еер:,тоищ:; (приход). Бостлавляемая исполнительным органом,, состоящим из

мирян. Духовенство, нанимаемое исполнительным органом для удовлетворения

религиозных потребностей прихожан, не имеет права вмешиваться в

административно-хозяйственную деятельность, ограничиваясь совершением

богослужения. Расходы на содержание храма и обслуживающего персонала

оплачиваются за счет добровольных пожертвований верующих, продажи свечей и

других предметов культа, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний и

т.п. На эти же средства содержится и весь церковный аппарат. Приходы

объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии,

территориально совпадающие с областями, краями, а иногда и республиками.

Возглавляют епархии архиереи: епископы, архиепископы или митрополиты.

Епархиальные архиереи подчинены патриарху - главе Русской Православной

Церкви, избираемому Собором.

При патриархе Русской Православной Церкви имеется Священный Синод,

состояли из постоянных и временных членов. Кадры духовенства готовят

духовные семинарии и академии. Русская православная церковь имеет также в

своем распоряжении монастыри: как мужские, так и женские. Русская

Православная Церковь издает ежемесячный "Журнал Московской патриархии",

ежегодник "Богословские труды" и ряд других журналов. Издаются Библия,

Новый Завет, молитвенники, церковные календари, сборники проповедей и

другая литература религиозно-богослужебного назначения.

В религии на протяжении тысячелетнего развития были выработаны способы

синтетического воздействия на психику человека, с опорой на художественное

восприятие мира, значительно усиливающее эмоциональное воздействие

религиозной проповеди.

Государственное реформирование России протекает в крайне сложных и

противоречивых условиях. На лицо социально-экономический и политический

кризис, до предела обострена международная военно-политическая обстановка.

В сложившейся ситуации одной из важнейших задач укрепления государственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.