Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект

существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром. Ни

один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляет определенное

следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину.

Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождение

конкретной вещи означает возникновение ее из другой. Для природы «гибель

частного, — писал А.И. Герцен, — исполнение той же необходимости, той же

игры жизни, как возникновение ее: она не жалеет о нем потому, что из ее

широких объятий ничего не может утратиться, как ни изменяйся». Мир

сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение

материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи

в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое

методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие

фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда,

четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы,

которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного

познания служат и орудием критики ошибочных воззрений, например идей

креационизма.

О несостоятельности теории тепловой смерти Вселенной. Неуничтожимость

материи нельзя понимать только в количественном отношении. Законы

сохранения предполагают и качественную неуничтожимость материи.

Игнорирование этой стороны законов сохранения неизбежно ведет к ошибкам,

примером чему является теория тепловой смерти Вселенной, согласно которой

все формы движения будто бы превратятся в теплоту, а она в конечном счете

рассеется в мировом пространстве; температура между всеми телами

уравновесится и всякое движение прекратится; не будет ни света, ни тепла;

наступит смерть всему; придет конец света.

Новейшие астрономические исследования показывают, что тепловая смерть

невозможна не только в ближайшем, но и в бесконечном будущем:

непрекращающийся процесс превращения всех форм движения в теплоту

сопровождается столь же непрекращающимся процессом превращения теплоты в

другие формы движения., Во Вселенной происходит не только остывание звезд,

но и противоположный процесс — их возникновение и возгорание. Вселенная

всегда находится в неравновесном состоянии.

Итак, мыслимы любые превращения, кроме двух — возникновение из ничего и

переход в ничто.

ПРИРОДА

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не

включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и

общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество",

"человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную

основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто

используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа",

может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она

остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он

придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как

природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя

— это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит

психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя.

Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое

отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами,

понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию

материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека

к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи".

Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи

используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом

философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся

древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия,

эстетически прекрасное, результат целесооб- ' разной упорядочивающей

деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо

превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится

не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию

ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко

над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к

возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек

может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление

плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным

ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы,

дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого

противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и

довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и

природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в

силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто

выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым.

Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг "Назад к природе".

Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала

философии. Впоследствии лозунг "Назад к природе" будет приобретать

популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и

другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного

анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности

человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.

Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение

человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а

затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому

отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до

наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы,

которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося

человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов

Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского.

Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в

начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили

детальную разработку в особой науке — экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда

находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он

определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в

условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно

вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует

все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного

содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных

исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при

изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от

камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология.

Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что

человек способен познавать природные явления и регулировать свои

взаимоотношения с ними.

На наш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают

"человеческое лицо" природы.

Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения

человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия

характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость

света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти

константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые

структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие

человека некому было бы познавать природу. Вселенную. Вселенная такова, что

возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

Во-вторых, человек рождается "из природы". На это указывает хотя бы

процесс деторождения.

В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором

только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого

бытия, психики, сознания и т.п.

В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои

неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом

общественной, социальной жизни.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше

знать о природе.

Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума

Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они

пытаются объяснить на основе единой модели. Известно, например, что

Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она

расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет

центра, от которого могли бы удаляться галактики. Почему "все разбегаются",

ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения:

это всем известные силы гравитации. Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.