количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект
существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром. Ни
один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляет определенное
следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину.
Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождение
конкретной вещи означает возникновение ее из другой. Для природы «гибель
частного, — писал А.И. Герцен, — исполнение той же необходимости, той же
игры жизни, как возникновение ее: она не жалеет о нем потому, что из ее
широких объятий ничего не может утратиться, как ни изменяйся». Мир
сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение
материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи
в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.
Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое
методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие
фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда,
четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы,
которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного
познания служат и орудием критики ошибочных воззрений, например идей
креационизма.
О несостоятельности теории тепловой смерти Вселенной. Неуничтожимость
материи нельзя понимать только в количественном отношении. Законы
сохранения предполагают и качественную неуничтожимость материи.
Игнорирование этой стороны законов сохранения неизбежно ведет к ошибкам,
примером чему является теория тепловой смерти Вселенной, согласно которой
все формы движения будто бы превратятся в теплоту, а она в конечном счете
рассеется в мировом пространстве; температура между всеми телами
уравновесится и всякое движение прекратится; не будет ни света, ни тепла;
наступит смерть всему; придет конец света.
Новейшие астрономические исследования показывают, что тепловая смерть
невозможна не только в ближайшем, но и в бесконечном будущем:
непрекращающийся процесс превращения всех форм движения в теплоту
сопровождается столь же непрекращающимся процессом превращения теплоты в
другие формы движения., Во Вселенной происходит не только остывание звезд,
но и противоположный процесс — их возникновение и возгорание. Вселенная
всегда находится в неравновесном состоянии.
Итак, мыслимы любые превращения, кроме двух — возникновение из ничего и
переход в ничто.
ПРИРОДА
Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не
включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и
общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество",
"человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную
основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто
используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа",
может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она
остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он
придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как
природа в ее символическом значении.
Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя
— это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит
психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.
Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя.
Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое
отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами,
понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию
материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека
к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи".
Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи
используется ныне весьма редко.
Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом
философского анализа.
Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся
древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия,
эстетически прекрасное, результат целесооб- ' разной упорядочивающей
деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо
превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится
не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
Средневековая христианизированная философия развивает концепцию
ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко
над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к
возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек
может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление
плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным
ритмам.
Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы,
дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого
противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и
довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и
природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в
силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто
выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым.
Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг "Назад к природе".
Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала
философии. Впоследствии лозунг "Назад к природе" будет приобретать
популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и
другим основаниям.
В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного
анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности
человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.
Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение
человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а
затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому
отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до
наших дней.
Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы,
которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося
человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов
Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского.
Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в
начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили
детальную разработку в особой науке — экологии.
Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда
находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он
определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в
условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно
вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует
все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного
содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных
исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при
изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от
камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология.
Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что
человек способен познавать природные явления и регулировать свои
взаимоотношения с ними.
На наш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают
"человеческое лицо" природы.
Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения
человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия
характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость
света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти
константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые
структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие
человека некому было бы познавать природу. Вселенную. Вселенная такова, что
возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.
Во-вторых, человек рождается "из природы". На это указывает хотя бы
процесс деторождения.
В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором
только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого
бытия, психики, сознания и т.п.
В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои
неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом
общественной, социальной жизни.
Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше
знать о природе.
Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они
пытаются объяснить на основе единой модели. Известно, например, что
Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она
расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет
центра, от которого могли бы удаляться галактики. Почему "все разбегаются",
ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения:
это всем известные силы гравитации. Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102