пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.
Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит история
искусства конца XIX - начала XX вв., зафиксировавшая рождение такого
своеобразного эстетического явления, как МОДЕРНИЗМ. Все без исключения виды
и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля "модерн", за
несколько десятилетий буквально сокрушившего вековые эстетические
стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе
Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в "ДЕГУМАНИЗАЦИИ ИСКУССТВА". С ним трудно
не согласиться.
Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX
столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от
создаваемой произведениями искусства иллюзии жизненности, достоверности
воспроизводимых реалий. В пьесах и романах привлекали перипетии
человеческих судеб, в живописи - узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи
воспринимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или
другие художественные изделия - лишь как вещи, которыми неплохо бы
попользоваться самим (хотя бы и в воображении).
Однако реализм в искусстве лишь отчасти является собственно искусством,
ведь для него не нужна особая художественная восприимчивость. Ну чем, к
примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным
попутчиком в вагоне поезда, от тысячи аналогичных историй, представленных
на сцене или экране? Радоваться или сопереживать героям этих историй -
вовсе не значит получать эстетическое наслаждение. Это всего лишь
механический отклик.
"Новое искусство" (XX в.) стремится к тому, чтобы его произведения были
лишь произведениями искусства и ничем больше. Оно принципиально избегает
"живой реальности", "живых форм", препарируя их с хладнокровием
паталогоанатома и выставляя на свет божий непривычные обычному восприятию
вещи. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но обладало бы при
этом определенным содержанием, - предполагает дар более высокий, который
только и заслуживает названия художественного.
Таким образом, новизна стиля "модерн" заключалась в дистанцировании от
реальности, в изгнании из искусства непосредственности чувств, т.е. всего
живого, человеческого, гуманизированного. Искусство стало "БЕЗЧЕЛОВЕЧНЫМ",
дегуманизированным, отвлеченным, холодным и ироничным.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА как основа его художественных приемов принесла
немало эстетических открытий и приобретений, равно как и потерь. Искусство
дегуманизировалось потому, что та же тенденция набирала силу и в других
сферах общественной жизни, развернувшись к середине столетия во всей своей
полноте. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ВСЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - одна из отличительных черт
истории нашего столетия. Искусство увидело эту тенденцию первым, раньше
других форм духа - науки, религии, морали. Оно же стало и одной из первых
ее жертв.
Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм политической жизни в
частности породили в середине нашего века совершенно уникальное явление -
ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО. Уникальность его заключается в том, что свое
предназначение как тоталитарного искусства не рождает само, логикой своего
саморазвития, а получает извне - из политической сферы. В этом случае
искусство теряет свою эстетическую природу, становится средством
осуществления чуждых ему политических целей, инструментом в руках
государства.
Там, где возникает подобный симбиоз политики и искусства, неизбежно
рождается некий единый стиль, который можно назвать тотальным реализмом.
Его основные принципы знакомы нам: "искусство отражает жизнь", "искусство
принадлежит народу" и пр. Сами по себе, в многообразном своде эстетических
канонов эти принципы, конечно, неплохи. Но подчиненные чуждым эстетике
политическим целям они закономерно превращаются в яд для искусства.
Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей
тоталитарной оболочки. К сожалению, оно попадает "из огня да в полымя",
чему виной кризисное состояние нашего общества и стремление политических
сил использовать искусство в своих целях. Искусство активизируется в
предкризисные эпохи. В лихие же года самих кризисов и социальных катастроф
ему плохо. До него просто никому нет дела. Общество занято спасением
материальных основ своего существования. Но искусство непременно выживет:
слишком велика и ответственна его социальная роль. И остается только
надеяться, что последующее его развитие будет естественно и органично.
Только при этом условии у него сохранится будущее.
Мораль как регулятор социального повеления.
ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ. Потому, во-первых, что непременным
условием "допуска" в жизнь общества является процесс социализации индивида,
т.е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных
ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что
современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение
труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость
людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас
оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам
людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей,
врачей, военных и т.д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.
Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования
необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом
случав общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное
(доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу - ведь без
этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам,
правителям и т.д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то
общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта
их совместной жизни, и являются объективной основой морали - ведущего
духовного регулятора жизни общества.
Под МОРАЛЬЮ обычно понимают некую систему норм, правил, оценок,
регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства
общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий
стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как
оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно
интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и
интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если
обеспечено прочное единство общества в целом.
Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко
задумывается об "обществе в целом". Но в моральных установлениях как
готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены.
Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно
просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила
морали формируются естественно-историческим путем, по большей части
стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики
поведения людей.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые
разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения ("не лги",
"почитай старших" и т.д.), различные моральные ценности (справедливость,
гуманизм, честность, скромность и т.д.), ценностные ориентации, а также
морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть).
Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом
особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее
внеинституциональность, императивность.
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ХАРАКТЕР МОРАЛИ означает, что моральные требования и
оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая
политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным
ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в
себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет
последователей, если не включает в себя достаточно строгую мораль, и т.д.
Любая житейская ситуация имеет свой "моральный срез", который позволяет
проверить действия участников на "человечность".
ВНЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ морали означает, что в отличие от других
проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не
является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в
обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы
функционирование и развитие морали. В развитие морали даже средств вложить
нельзя - некуда вкладывать. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима!
Третья особенность морали - ИМПЕРАТИВНОСТЬ - состоит в том, что
большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности
(поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу
(поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т.е. носит форму
императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить
не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом
призыве, думается, есть вполне рациональный смысл - ведь общий баланс
творимого добра и воздаяний за него сводится только на уровне общества.
Ожидать же ответной благодарности за свои добрые дела в каждом конкретном
случае, право, не стоит.
Среди множества выполняемых моралью ФУНКЦИЙ основными принято считать:
регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.
ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОРАЛИ, конечно, РЕГУЛЯТИВНАЯ. Мораль выступает прежде
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102