Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






(эстетических, религиозных, нравственных и т.д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон

жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных

различий. К примеру, наши духовные потребности, в отличие от материальных,

не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от

рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность

другого рода - чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-

символического мира культуры носит для него характер ОБЪЕКТИВНОЙ

необходимости - иначе человеком-то не станешь. Только вот "сама собой",

естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть

сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе

его воспитания и образования.

Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо формирует у человека

лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его

социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка, связанные с

освоением как можно большей части богатств мировой культуры и особенно с

участием в их приумножении, общество может формировать лишь косвенно, через

систему духовных ценностей, на которые индивид ориентируется в своем

духовном саморазвитии.

Еще одна любопытная особенность духовных потребностей - их принципиально

НЕОГРАНИЧЕННЫЙ характер. "Пределов роста" потребностей духа просто нет.

Естественными же ограничителями такого роста выступают лишь объемы уже

накопленных человечеством духовных ценностей да сила желания каждого

человека участвовать в создании этих ценностей.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются

отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно обозначают

социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм,

образов, догм и т.д.). Причем, в ценностных представлениях людей непременно

присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются

общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это

своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций

развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла,

справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к

наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние

общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы

"приподнят" над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду,

в общем нечто должное, а не сущее.

Это-то и придает должному вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни

от чего независимой. На поверхности лишь его оценивающий и предписывающий

характер. Земные же истоки, корни этих идеализаций, как правило, скрыты,

потеряны, искажены. В том бы не было большой беды, если бы естественно-

исторический процесс развития общества и его идеальное отражение совпадали.

Но так бывает далеко не всегда. Нередко идеальные нормы, рожденные одной

исторической эпохой, противостоят действительности другой эпохи, в которой

их смысл безвозвратно утрачен. Это указывает на наступление состояния

острого духовного противоборства, идеологических битв и душевных

потрясений.

Человечество давно уяснило, что в любых сражениях самая надежная армия -

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ. В битвах идейных - ситуация та же. Основные формы

существования духа (идеи, теории, образы, нормы и т.д.) со времен

возникновения первых классовых обществ вырабатываются профессионалами.

Термин "духовное производство" - не метафора, а вполне реальное явление.

Под ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ обычно понимают выработку сознания в особой

общественной форме, осуществляемую профессионалами умственного труда.

Результатом этого производства являются по меньшей мере три "продукта":

идеи, теории, образы, духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов;

сам человек, поскольку он, кроме прочего, является существом духовным.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида

освоения действительности: НАУЧНОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ. Такая

классификация его видов не совпадает с принятой в нашей Философской

традиции схемой из шести форм общественного сознания (политика, право,

мораль, искусство, наука, религия).

Политика, право и мораль не являются "отраслями" духовного производства.

Мораль потому, что ее не создают специалисты, идеологи. Мы не найдем в

истории ни одной моральной нормы, изобретенной и внедренной в жизнь

профессионалом. Даже заповеди Христа "не убий", "не укради" - это фиксация

принципов, стихийно выработанных моральной практикой человечества, а не

какого-то специалиста.

Политика и право не вписываются в духовное производство потому, что

создаваемые в результате политической и правовой деятельности общественные

связи индивидов не являются по преимуществу духовными. Они складываются в

первую очередь по поводу реальной государственной власти, а не понятий о

ней. Государство же с его аппаратом, чиновниками, армиями, судами и

тюрьмами -явление самое что ни на есть материальное. Поэтому политические,

равно как и правовые отношения, в основе своей материальны, а не духовны.

В чем заключается СПЕЦИФИКА ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА? 1. Прежде всего в

том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие

целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них - ВСЕОБЩИЙ

ХАРАКТЕР ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в

идеале достоянием всех! Шестью хлебами, о которых говорится в Евангелии,

все-таки нельзя накормить тысячу человек, а шестью идеями или шедеврами

искусства - можно!

Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем

меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все обстоит иначе:

от потребления они не убывают и даже, наоборот, чем больше людей овладевают

духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

2. Знаменитая фраза "Труд есть источник всякого богатства" верна и по

отношению к духовному труду, главной особенностью которого является

ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР, что означает:

данный труд осуществляется "в кооперации" не только с современниками,

но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной

проблеме;

усилия отдельного работника умственного труда в предельном случае

способны обогатить, "облагодетельствовать" разом все человечество, т.е.

эффективность его не идет ни в какое сравнение с эффективностью (по крайней

мере прошлой и нынешней) труда материального.

Думается, что именно всеобщим характером духовного труда объясняется то,

что его работники в общей массе участников общественного производства

всегда составляли меньшинство. С одной стороны, общество не может себе

позволить содержать слишком много лиц, не производящих материальные блага,

а с другой - у общества просто нет потребности в многочисленной армии таких

людей: один Эйнштейн может на много лет "озадачить" все университеты, а

один Шекспир - обеспечить репертуар всех театров мира. Ведь продукты

духовного труда изначально общественны, по природе своей не предназначены

преимущественно для индивидуального потребления.

Вот здесь-то, вероятно, и возникает основное противоречие духовного

труда: всеобщий по содержанию он осуществляется частным, точнее -

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ образом. Даже в современных условиях, при высочайшей степени

разделения духовного труда, он по сути своей остается индивидуальным,

персонифицированным. Совсем не случаен тот факт, что Нобелевские премии в

науке коллективам авторов не присуждаются.

3. Еще одна важнейшая особенность духовного производства заключается в

том, что применяемые в нем "средства труда" (идеи, образы, догмы) в силу их

идеального характера принципиально НЕВОЗМОЖНО ОТДЕЛИТЬ от непосредственного

производителя (конфисковать, передать и т.д.). Поэтому обычные для

материального производства коллизии, связанные с отчуждением производителя

от средств производства, в духовной сфере невозможны.

4. Небезынтересен и тот отличительный факт, что духовная деятельность

сама по себе обладает огромной ПРИТЯГАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ. Почему художники,

ученые, писатели, религиозные деятели могут творить, не обращая внимания на

признание? Наверное, не только потому, что одержимы, а и потому, что сам

процесс творчества доставляет им сталь сильное удовлетворение, что все

остальное неизбежно отходит на второй план.

Иначе говоря, духовная деятельность САМОЦЕННА, она обладает значимостью

нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое

почти не встречается. Материальное производство ради самого производства,

план ради плана, - конечно, нелепость (правда, не так уж редко

встречавшаяся в советской действительности). А вот искусство для искусства

- вовсе не такая нелепость, как это может показаться на первый взгляд.

разумеется, относительная самодостаточность духовной деятельности вовсе не

отрицает ее результативности.

Искусство - важнейший вил духовной деятельности.

Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО.

Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т.д. и

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов,

музыкантов) в области эстетического освоения мира.

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно

составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы

"разлито" во всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.