переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.
Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,
впечатлений, переживаний.
Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием
собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с
другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между
быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает
религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие
более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,
такой феномен, как любовь.
В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для
философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев
(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».
Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не
относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в
той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя
из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство
небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие
относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование
как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия
характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия
характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не
осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и
связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия
для любых индивидов.
Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но
если только человек свое бытие связывает с существованием, то он
превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.
Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие. Его
потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в экстремальных
ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).
32. Основные источники, этапы развития, реалистическое и идеально-
утопическое в социально-философской доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса.
Историческая судьба марксизма в России.
Проблемы теории познания.
Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах
19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением
Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической
борьбы пролетариата
* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не
только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей
капитализма
* предшествующий этап развития социально-политических взглядов
Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью
масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала
защищала.
Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,
что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного
мышления и использовал гегелевскую диалектику.
Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от
Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на
вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в
объективировании человеком своих собственных сил и придания им
потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом
антропологического содержания христианской религии имело положительное
значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,
основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В
связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий
истины.
Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и
Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и
строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был
разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных
воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.
На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от
абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,
переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.
Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо
сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика
многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой
категорией является труд как таковой.
Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию
товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию
общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу
природы, идеального существенным образом отличаются от представителей
немецкой классической философии как Кант, Гегель.
В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,
идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в
его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он
делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем
самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.
Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и
научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.
Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она
освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению
Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на
голове и ее необходимо поставить на ноги.
Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения
имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это
самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.
Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и
преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее
материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса
сделал Фейербах.
В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс
материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял
категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и
природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в
качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так
и в обществе.
Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет
социальному миру. До него фактически мир представляли как
противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное
воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир -
общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою
концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это
природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта,
обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость)
стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин
для разработки теории революционной деятельности.
Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества,
что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой
концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если
результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с
его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло
отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не
производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то
(капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного
производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления
отчужденности труда необходима социалистическая революция.
Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первой
посылкой были согласны все (результаты не должны отчуждаться от
непосредственного производителя), но вторая посылка, что только
социалистическая революция преодолеет все это, вызвало неоднозначное
отношение к марксистской концепции в целом.
Карл Поппер, приняв в целом концепцию марксизма, вывод о
социалистической революции отнес к историцизму, т.е. он утверждает, что в
науке любые выводы и рекомендации необходимо делать осторожно, тем более
выводы, основанные на политэкономии. В связи с этим он делает заключение:
что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза,
которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда
он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого
права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет
распределена более справедливым способом.
Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления
можно считать и с этим согласны абсолютно все:
* талантливую критику недостатков капитализма,
* тщательную проработку теории проблем практики,
* научное обоснование природы общественного.
Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102