Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






авториторизм. Схоластов, в частности, не волновало происхождение тех или

иных положений, которыми они оперировали. Для них главным было одобрение

этих положений авторитетом церкви.

В период расцвета схоластики (XI-XII вв.) на авансцену идейной борьбы

вышла светская культура. Церковь со временем перестала быть абсолютным

носителем образования и образованности. В этих условиях зародилось

свободомыслие. Оно складывалось как движение за десакрализацию (от лат.

сакрум - священный) определенных сфер жизнедеятельности человека, за

признание их автономии по отношению к религии и церкви.

Свое наивысшее выражение идеология средневекового свободомыслия нашла в

ТЕОРИИ ДВУХ ИСТИН или "ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ". Эта теория переносила проблему

соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии.

Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин,

согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и

наоборот. Другими словами, это была попытка утвердить независимость науки и

философии от теологии, признать их равноправное существование.

Руководство церкви всполошилось и обязало католических теологов найти

средства противодействия влиянию свободомыслия, учитывая при этом возросший

авторитет науки и философии. Наилучшим образом, с точки зрения церкви,

поставленную задачу решил ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Не случайно вскоре

после смерти философа его учение католицизм признал в качестве

официального.

Краеугольным камнем всей громадной философско-теологической системы Фомы

являлась НОВАЯ, в сравнении с Августином, ВЕРСИЯ ТЕОРИИ О ГАРМОНИИ ВЕРЫ И

РАЗУМА. Он провозгласил, что вера не должна противоречить разуму. Разум и

вера направлены к познанию одной и той же истины - Бога, но делают это по-

своему. Разум опирается на науку и философию, вера - на теологию.

Возможность гармонии веры и разума базируется на том факте, что Бог

открывается человеку двумя путями: естественным - через сотворенный мир - и

сверхъестественным - через откровение.

Проведя границу между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от

теологии и тем самым обосновал их относительную самостоятельность. Но такая

обособленность, по его мнению, отнюдь не означала полного отделения веры от

знания и знания от веры. Фома не признавал теорию "двух истин". Согласно

его учению, в науке и философии не может быть признано истинным то, что с

точки зрения теологии является ложным. В случае конфликта между ними

приоритет отдавался истинам откровения, превосходящим любые рациональные

доказательства.

Фома, таким образом, признавал ценность научного звания, рациональных

доказательств, но в то же время сохранял контроль теологии над наукой и

философией. Теология, по его утверждению, исходит из Бога и нисходит к его

творениям. Философия же восходит к Богу от его творений, т.е., как и

теология своим особым путем ведет к знанию Бога и, следовательно, дополняет

теологию. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны, знания

же Бога, даваемые теологией, абсолютны.

Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализма и номинализма.

"Реализм" в его средневековом понимании не имеет ничего общего с

современным значением этого термина. ПОД РЕАЛИЗМОМ ПОДРАЗУМЕВАЛОСЬ УЧЕНИЕ,

СОГЛАСНО КОТОРОМУ ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ОБЛАДАЮТ ТОЛЬКО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЛИ

УНИВЕРСАЛИИ, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.

Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя собой

мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий

разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что

иное, как всеобщее понятие. Поэтому ясно, что для реалистов, например, для

Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью

разума, так как лишь разум способен постигать общее.

Противоположное направление носило название НОМИНАЛИЗМА. Термин

"номинализм" происходит от латинского слова "номен", что значит "имя".

Согласно номиналистам, общие понятия - только имена. Они не обладают

никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и

образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого

ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие

"человек", когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей

и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все

люди суть живые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие

человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо,

наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов,

универсалии существуют не до, а после вещей.

Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин

(ок.1050 - ок.1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем

звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только

иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции

борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было "чистого"

материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал

материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира.

Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил

почву для отделения философии от теологии, а также для нового

"естествознания.

61. Учение о бытии, мире и человеке в античной философии. Значение

творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.

Античная (от .лат. антиквитас - древность, старина) философия древних

греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до

начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю

греческую философскую школу - Платоновскую Академию. Античная философия,

таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре

основных периода:

VII-V вв. до н.э. - досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

2-я пол. V - конец IV вв. до н.э. - классический период (Сократ, Платон,

Аристотель и др.);

Конец IV-II вв. до н.э. - эллинистический период (Эпикур и др.),

I в. до н.э. - VI в. н.э. - римская философия.

Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и

становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и

обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным

трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания,

прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время

естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого

познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути

это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще,

совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы

знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии

еще называют наукой наук.

В лекции внимание сфокусируем на некоторых основных проблемах

древнегреческой философии. В ней, как и в любой другой, в том числе и

современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия

Демокрита) и идеализм (линия Платона).

Материалистическая идея взглядов на мир была представлена Гераклитом. Он

написал книгу, в которой обратил внимание на отношение мышления к бытию и

сделал вывод, что материя первична, в основе всего сущего лежит огонь,

который, переходя из одного состояния в другое находится в вечном движении.

Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает

мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет

материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его

мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной

изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все

закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Эти

изменения положены в основу его теории изменений. (В одну реку нельзя войти

дважды; все течет, все изменяется). Космос, природа – это объективная

реальность, наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит

допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только

прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму. Наряду с атомами

Гераклит признавал наличие пустоты. И принцип взаимоотношения пустоты и

атома рассматривается Гераклитом как принцип движения мира (материи).

В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего

происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с

помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый,

который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами

материальности мира, его метафизического познания, как формы существования

объективной реальности.

II период характеризуется творчеством Сократа, Платона, Аристотеля.

Материальная диалектика Гераклита имела большое значение для развития не

только Элейской школы, но и для развития Платона, Аристотеля.

62. Философия "всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути

богочеловечества (Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк).

Религиозная философия в России имеет богатую традицию. В 60-70 г. 19 в.

появился целый ряд философских работ, которые были направлены на толкование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.