с другой, столь же непосредственно, интимно связан с Богом, т.е. укоренен в
вечном, духовном бытии.
Эта же черта характеризует и восприятие истории в русской философии.
История в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как
процесс всестороннего общественного развития, но и в ее мистическом,
божественном измерении как реализация некоего божественного замысла.
Причем, осознание противоречий, укорененных в мире, человеке и истории,
не приводит к их разрешению или хотя бы к сглаживанию, а только более остро
выявляет трагизм человеческого существования. Противоречие в русской
философии, следовательно, воспринимается как абсолютное, не способное к
гармоническому разрешению, "снятию". Такова особенность ее диалектики.
3. В качестве третьей отличительной черты русской философии необходимо
отметить СПЕЦИФИКУ САМОГО СТИЛЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. В западной философии с
XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, "научный" метод
изложения, достигший апофеоза у представителей немецкой классической
философии. В русской философии рационалистический метод никогда не был
основным, более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, не
дающим возможности дойти до сути главных философских проблем. В ней, в
соответствии с русским духовным характером, ведущим оказался эмоционально-
образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение
ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не
строгим логическим рассуждениям. Даже у тех крупных русских философов,
которые вполне укладывались в классическую рационалистическую традицию,
логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочеталась
с художественной образностью и апелляцией к интуиции, выходящей за пределы
возможного для рационального мышления. Это особенно характерно для В. С.
Соловьева и его философских наследников - Н.Бердяева, С.Франка, И. Ильина,
П. Флоренского и др.
4. Из третьей вытекает еще одна, четвертая, особенность русской
философии: она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова.
Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в
России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России - раньше,
чем где бы то ни было, - она сознательно подчинялась решению встававших
перед обществом насущных задач. Конечно, наклонности к умозрительным
спекуляциям, общефилософским проблемам имели место, но далеко не в таком
виде и не в таком масштабе, как это было, например, в Германии. Ей больше
присуща некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность
("слово-мудрость-дело", что предполагает постановку вполне земных,
человеческих вопросов).
5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные
отношения и самодержавный деспотизм, тогда как многие страны Европы
установили буржуазные порядки, а некоторые из них - республиканский строй.
Затянувшееся господство крепостничества и самодержавия вызвало к жизни
ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ, либо незнакомые другим государствам, либо не
получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров,
революционный крестьянский демократизм, включая народничество,
славянофильство и западничество, толстовство.
6. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских
стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем
общественной мысли - ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА. Она, начиная с конца XVIII
в., не сходила со страниц русской печати и волновала умы людей,
принадлежавших к самым различным направлениям. Наиболее полно, философски и
историко-фактологически, эту тему обосновал Н. А. Бердяев в своем
знаменитом труде "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и
начала XX века".
Русская философия самобытна, достаточно оригинальна, плюралистична и
актуальна. С XI по XX вв. в ней можно выделить ряд периодов, в рамках
которых она характеризовалась определенной устойчивостью, известным
единообразием:
1. Становление русской философии, постепенное накопление материала для
превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.). Первые опыты ее
восходят к древнейшей эпохе и связаны о христианизацией Руси, с
обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс
торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и
"истиной") над "тьмой" язычества. Дальше русская философская мысль
развивалась в русле нравственно-практических наставлений и обоснования
особой роли православной Руси в становлении мировой цивилизации (учение
монаха Филофея из Псковского Елизарова Монастыря о "Москве-третьем Риме").
2. Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической
науки (XVIII в.), благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-
1765), основателя материалистической традиции в русской философии, и
своеобразному философскому дарованию Г. В. Сковороды (1722-1794). Не
случайно в 1755 году открылся Московский университет, где началось светское
преподавание философии, она отделилась от религии.
3. Фундаментальная разработка проблем методологии научного и
социального преобразования России (с XIX в.). Именно в этот период со всей
остротой был поставлен вопрос о "настоящей сути народной" (Ф. М.
Достоевский), о русском национальном идеале. Своего пика попытка его
решения достигла в славянофильстве, которое "организовалось" под влиянием
историософии П. Я. Чаадаева (1794-1856) и породило сначала религиозное
реформаторство, а последнее, в свою очередь, - русское богоискательство,
или "духовный ренессанс", конца XIX - начала XX вв.
В конце XIX - начале XX" вв. критика исторического христианства, и без
того обветшавшего в служении деспотической власти, уже мало кого
удовлетворяла. Требовалось новое откровение о человеке, новое религиозное
сознание.
38. Понятие "свобода" и его эволюция. Свобода и необходимость; свобода и
ответственность; свобода выбора.
39. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход. Формация и цивилизация.
Общественные отношения - это способ существования, развития и
самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком
общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки
зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного
многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в
истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически
вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны.
История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения
всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений.
Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично.
Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека:
социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная.
Эти три сферы формируют три типа социальности:
1. отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и
общества, человек становится частью общества через принуждение социальных
структур;
2. отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение
индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной
формы связи - денег;
3. отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и
общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.
Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи,
функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса
возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние,
так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что
социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в
другое, т.е. осуществляется их развитие, как направление изменения
материальных и идеальных объектов.
Социальные философы выделяют различные типы механизмов социальных
изменений: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный,
имитационный и инновационный. Социальные изменения обусловлены развитием
связей, которые возникают в недрах общества и которые находятся в
постоянном противоречии, конфликтах, дезорганизации. Именно они побуждают
людей к общественным преобразованиям в социальных общностях. В результате
происходит переход системы из одного состояния в другое, или даже смена
качества элементов системы.
Марксистская концепция общественного развития использует изменения на
качественном уровне для обоснования формационных процессов. Формация - это
определенные производственные отношения, соответствующие определенной
социальной структуре общества. Определенной социально-классовой структуре
соответствует определенная политическая организация общества, с конкретной
системой госвласти, институтов, учреждений, регулирующих политические
взаимоотношения между классами, нациями, государством. Всему этому
соответствует определенное общественное сознание, психология, идеология.
Такой подход к обществу позволил Марксу и Энгельсу выработать понятие
общественно-экономической формации, т.е. характеристики общества в целом,
во всей его многогранности и целостности. Формация предполагает социальную
определенность и историческую конкретность. В общественно-экономической
формации в качестве главных выделяют материальные отношения, они подчинены
объективным законам развития общества. Используя формационный подход и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102