Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






Человек воспринимался, как высшая ценность, обладающая божественным

свойством разума.

Человек утверждался не только в практической деятельности, но и в

искусстве.

Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны со

свободой и гуманизмом.

Стремление к творческой новизне обеспечивает компромисс между

антропоцентризмом и гелиоцентризмом и между идеологией жизнеутверждения и

чувством трагичности жизни.

Утверждается пантеистическое понимание мира.

Крупнейшим мыслителем эпохи возрождения является Н. Кузанский,

(занимал пост кардинала римской католической церкви) составил

географическую карту, предложил реформу Юлианского календаря. Высказал

мысль о решении задачи о квадратуре круга и о бесконечности вселенной на

основе диалектики максимума и минимума. На взгляды Н.Кузанского большое

влияние оказал Сократ, который утверждал: «Знает по настоящему тот, кто

понимает свое незнание». В учении о бытии Н. Кузанский отрицал характерный

для Платона дуализм бытия и небытия единого и бесконечного. Единому ничего

не противоположно, оно тождественно.

Бесконечность то, больше чего ничего не может быть, это максимум.

Абсолютный максимум единственен. Это высший предел, ему ничего не

противостоит. С ним совпадает минимум, таким образом, максимум находится во

всем и раз он абсолютен, то он воздействует на все окружающее, поэтому

максимум представляет собой непоколебимую веру и его почитают как Бога.

Н.Кузанский в отличие от христианства считает Бога надприродным

существом. Бог - свернутый мир, вселенная развернутый мир. Бог заключается

во всем и является развитием всего. Бог не является абстракцией,

извлеченной из вещи посредством разума. Таким образом, по Н. Кузанскому

нельзя соединять идею Бога с вещами, но мы должны помнить о том, что все

сотворено Богом. Бог во всех вещах и как все они в нем, поэтому он

существует и во вселенной и в вещах и в человеке.

Иисус Христос, по мнению Н. Кузанского, существует соединенный с

человечностью и в человеке он пребывает максимально. Но коль он равен

всякому бытию, как в Божьем сыне, так он пребывает в лице троицы и все

существует в нем как в слове.

Н. Кузанский пытается таким образом растворить Бога в вещах и вещи в

Боге. Этот пантеизм как бы завершает философский взгляд на мир, где явно

просматривается антропоморфизм в видении Бога.

Для доказательства бесконечности бытия Кузанский использовал

математическую аргументацию. Именно в ней он видел совпадение минимума и

максимума.

Человека, по Кузанскому, следует представлять через единство света,

души и инаковость телесной тьмы. В человеке явно видны три области: низшая,

средняя и высшая. Каждая из них делится тоже на три, то есть в человеке

существует 9 3-х порядков.

Познание осуществляется на трех уровнях:

Ума. Субстанциональная форма. Он одушевляет тело, наделяя его

жизнью, давая возможность ощущать.

Рассудочное. Здесь сосредоточено все то, что близко к ощущению.

Разум. К нему относится умопостижение. Разум близок к истине, как

многогранник к кругу.

Взгляды Н. Кузанского определили мировоззрение Дж. Бруно, который

утверждал, что мир бесконечен в форме безмерной эфирной области, в которой

находятся бесчисленные и бесконечные области. Тело и эфир образуют полное и

пустое, аналогичное атомам и пустоте Демокрита. Дж. Бруно называл атом

полнотой, пустоту – пустотой. На основании этого Дж. Бруно говорит о том,

что любой предмет состоит из четырех элементов. В одних преобладает

активное качество, в других есть что-то другое, что они чувствительны к

воде, третьи - к огню, четвертые – к земле.

С одной стороны Дж. Бруно говорит, что мир бесконечен, но это

целокупная бесконечность, то есть существует во всем мире и во всякой его

части, в противоположность бесконечной вселенной, в которой есть элемент

целокупности, но не во всех частях ее, которые мы можем постичь.

Бесконечные миры находятся в вечном движении,

Дж. Бруно отвергает вечный двигатель, как начало движения и делает

вывод что, миры одушевлены бесконечной двигательной силой, а Земля движется

вокруг собственного центра и солнца вследствие своего жизненного инстинкта

– это гилозоим.

Познание имеет 4 уровня: чувства, разум, интеллект и дух. Чувства –

зеркальное отражение мира; разум постигает истину посредством рассуждений;

интеллект позволяет использовать принципы и заключения; дух дает

собственную живую форму.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Мишель Монтень свою ф. строили в

плоскости проблем человека, общества и этики.

Человеческая жизнь, считал Эразм Ротердамский, есть не что иное, как

борьба. Мир заставляет людей бороться с любыми пороками (многие

стремительны) и поэтому смысл их существования преодоление пороков с

помощью молитв и знания. Человек ведет на небо, а знание укрепляет в

человеке спасительные помыслы. Важной предпосылкой преодоления пороков, по

Э. Ротердамскому, является знание священного писания и в связи с этим,

учения схоластов считаются бесполезными, и в противоположность

схоластического учения он разрабатывает свою гуманистическую «Философию

Христа».

По его мнению, отвечающую теологию должна заменить этика. Ученые

философы должны заниматься «Философией свободной игры».

Подлинный смысл Христианства, Э. Ротердамский видел в следовании

законам любви и милосердия, а не в слепом соблюдении внешних обрядов.

«Философия Христа» - это переработка христианской этики в

соответствии с принципами этики Возрождения, практическое учение жизни.

Томас Морр – основоположник утопического социализма, общества, где

нет богатых и бедных, собственности. Все власти избираются. Управление

осуществляется немногими законами, которые призваны устанавливать свободу

людей. Томас Морр отрицая частную собственность не смог преодолеть рабство

и насилие в своем государстве. Люди, занятые умственным трудом занимаются

созерцанием. Таким образом, и равенство и справедливость Т. Морра были

символичными.

По Т. Морру, философствовать – значит сомневаться. Склонность к

убеждению и готовность поддаваться убеждению происходят от простодушия и

невежества.

6. Бытие, субстанция, материя, природа.

БЫТИЕ

Обыденное мышление воспринимает термины "быть", "существовать,

"находиться в наличности" как синонимы, т.е. близкие по значению, Философия

использовала понятия "быть", "бытие" для обозначения не просто

существования, а того, что его гарантирует. Поэтому слово "бытие" имеет в

философии особый смысл, понять который можно только обратившись к анализу

философской проблематики бытия,

Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (ок.

515 до н.э. - ок. 544, год смерти неизв.) для обозначения и одновременно

решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять

веру в традиционных богов Олимпа. Мир, Вселенная уже не казались им

прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек

потерял жизненную опору.

Необходимо было найти выход к чему-то прочному и надежному, Людям нужна

была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся

ситуацию. Он как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы

Абсолютной мысли, которая обеспечила миру стабильность и надежность, а”

следовательно, человек снова обрел уверенность в том, что все с

необходимостью будет подчинено какому-то порядку.

Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением,

судьбой, вечным и неуничтожимым. "ВСЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ" означало, что

заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая,

измениться: день всегда придет на смену ночи, солнце внезапно не потухнет,

люди не вымрут все в один прекрасный день и т.д. Иначе говоря, ПАРМЕНИД

ЗАЯВИЛ О НАЛИЧИИ ЗА ВЕЩАМИ ПРЕДМЕТНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА ЧЕГО-ТО, ЧТО

ВЬПОЛНЯЛО БЫ РОЛЬ ГАРАНТА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. А это означало, что у людей

исчезла причина для отчаяния.

Для обозначения описанной жизненной ситуации и способов ее преодоления

Парменид и ввел в философию понятие и проблему "БЫТИЯ".

БЫТИЕ, по Пармениду, - ЭТО ТО, ЧТО ИМЕЕТСЯ ЗА МИРОМ ЧУВСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ,

И ЭТО ЕСТЬ МЫСЛЬ, ЛОГОС - КОСМИЧЕСКИЙ РАЗУМ, через который раскрывается

содержание мира для человека непосредственно. Другими словами, не человек

открывает истину бытия, а, наоборот, Истина бытия непосредственно

открывается человеку. Поэтому процесс логического доказательства не имеет

решающего значения ни для него самого, ни для оценки истинности знаний

людей.

Выдающийся философ XX в. Мартин Хайдеггер утверждал, что ВОПРОС О БЫТИИ

И ЕГО РАЗЪЯСНЕНИЕ ПАРМЕНИДОМ ПРЕДРЕШИЛИ СУДЬБУ ЗАПАДНОГО МИРА. В чем он

видел смысл такой предрешенности?

С ОДНОЙ СТОРОНЫ, в культуру и мировоззрение вводилось представление о

существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и

прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.

Западный мир воспринял это представление и на протяжении многих столетий

тренировал способность мысли работать в пространстве, где нет чувственных

образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, довела

данную способность мысли до невообразимых высот.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, если существует подлинное бытие, то земное не есть

подлинное. Оно нуждается в переделке, приближающей его к миру подлинному.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.