Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-

технического прогресса характерны следующие черты:

наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства,

качественно преобразуются все элементы производительных сил -

производитель, орудие и предмет труда,

интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более

эффективных видов сырья и способов его обработки;

снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации, повышения

роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие

вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального

образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня

затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут

позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования

часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро

массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником

сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация

высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид

производства - индустрия досуга.

С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-

технического прогресса означает создание новой базы производства (новых

технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют

"человек-техника-окружающая среда".

Таковы некоторые основные характерные черты развития современной

техники. А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной

системы на рубеже XX-XXI вв.?

Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику

и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные

достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих

социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению

данных проблем, не порождала философских вопросов. Зато художественное

восприятие техники и научно-технического прогресса не выглядело столь

благостным. Здесь, видимо, решающую роль сыграло не рациональное

осмысление, а интуиция.

Так какие же конкретные социальные вопросы подняли ученые и философы,

когда активно взялись за рассмотрение этой темы? Что взволновало и

озаботило их?

Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии

цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,

связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на

экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных

достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно

всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и

зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе

традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для

человечества нуждается в серьезной корректировке.

Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий

спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:

техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники

и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в

частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального

аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,

эвристической и прикладной функций.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека,

природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы

определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в

технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая

новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее

руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических

катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера

биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность

сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не

срабатывает.

Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и

человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в

целостность более высокого порядка.

Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно

описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но

она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше

время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он

должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс

самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.

Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также

технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной

человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник

развития. Таким источником для человека становится еще и его

саморазвивающаяся культура.

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее

институционном выражении), техника и социальные технологии представляют

собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через

человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы

техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии

историзма и целостности.

27. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное (эзотеризм) знание.

28. Общество как единая и саморазвивающаяся система.

Понятие "общность", "общество", "социальный" чрезвычайно распространены,

хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным.

ОБЩНОСТЬ определяется как форма совместного бытия или взаимодействия

людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы

семья и народ.

ОБЩЕСТВО понимается как продукт целенаправленной и разумно

организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не

на основе общности, а на совместных интересах и договоре.

Латинский глагол "СОЦИО" означает соединить, объединить, затевать

совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия "общество" -

общность, союз, сотрудничество. Но не всякая общность людей является

обществом, однако любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся

общность.

Понятие "общество" следует отличать от понятий "народ", "нация" и

"государство". НАРОД - это форма общности людей, связанных прежде всего

языком и культурой, а также происхождением. НАЦИЯ - это форма организации

жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с

государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями

людей. ГОСУДАРСТВО - основанная на праве и законе форма организации жизни

народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации.

Разумеется, что все эти понятия взаимно пересекаются и обусловливают

понимание друг друга.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить характер

закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный

"организм". В принципе выделяются ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА к объяснению этих

связей и закономерностей:

Первый может быть обозначен как НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ. Суть его в том, что

человеческое общество рассматривается в качестве естественного продолжения

закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.

Общество в этом случае предстает как высшее, но далеко не самое "удачное" и

устойчивое образование. Предполагается, в частности, что оно может изменить

форму своего бытия, "уйти" в Космос и там начать новый виток своей

эволюции.

Другой подход может быть назван "ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМ". Здесь сущность

связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех

или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров

существования теократических государств, где единство обеспечивается одной

верой, которая тем самым становится государственной религией.

Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной

идеологии, которая выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором

этих идей выступал обычно религиозный лидер или "вождь" нации и народа, а

те или иные исторические действия (войны, реформы и т.д.) зависели от воли

этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную

систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским

анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в

соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но

имеют самодовлеющий, определяющий характер.

Все способы объяснения общества имеют нечто общее, а именно

представление о СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ данного феномена и ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ

его саморазвития.

Общество как целостная саморазвивающаяся система.

При изучении данной проблемы выделяются два основных аспекта: структура

общества и его изменение.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, как и всякая природная структура, включает в себя не

только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма

индивидов. Оно включает в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют

людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как

совокупности людей и их взаимоотношений.

Если отдельных людей и их разнообразные объединения обнаружить нетрудно,

то СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ увидеть сложнее, ибо они носят как бы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.