Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






мощи страны является создание эффективной системы патриотического

воспитания на традициях верного служения своему Отечеству. Решить же эту

проблему невозможно без знания истории и духовно-религиозных традиций

государства, без учета особенностей различных категорий людей и ситуации в

регионе и в стране в целом. Фактором, оказывающим не последнее влияние на

обстановку в коллективе (сотрудников) - является религиозный фактор.

Причем, с усилением экстремальности ситуации, его роль возрастает, а если

учесть, что прослеживается тенденция увеличения верующих с каждым призывом

на военную службу, что среди молодежи 16-17 лет высок процент верующих (до

35 %)3 и что политические, этнические и иные конфликты приобретают

религиозную окраску, то религиозный фактор приобретает особое значение.

Еще одна проблема приобретает в последнее время актуальное звучание -

это проблема религиозного экстремизма и нетерпимости. Распространение

нетрадиционных религий и сект, носящих антиобщественный и

антигосударственный характер, требует от руководителя готовности к

квалифицированным действиям, основанным на знаниях особенностей этих

религий и существующего законодательства.

С момента возникновения армии центральным ядром ее морально-

психологической готовности выступали те или иные религиозные верования. Не

являлись исключением и Вооруженные силы России. Перед походами и после

приносились жертвы богам, совершались ритуальные действия. А с крещением

Руси в 988 г. князем Владимиром, установилась тесная связь между армией и

православной церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во

всех войнах. До появления полков регулярного строя при Петре I в походах

участвовали священнослужители. В каждой дружине имелась своя икона-

покровительница. Роль религии определялась тем, что она, по сути, являлась

единственным средством воспитания, развития духовных сил и укрепления

морально-психологического потенциала армии. Немаловажную роль в повышении

значения и влияния церкви сыграло и то обстоятельство, что русской армии

противостояли войска государств, имеющие другие официальные религии. В

критические моменты российской истории религия всегда была централизующим

началом, объединяющим нацию. Сергий Радонежский благословил Дмитрия

Донского на ратный подвиг по освобождению Руси. В период смутного времени

патриарх Московский и всея Руси Гермоген был непримирим к соглашателям с

польскими захватчиками. В устных проповедях и рассылаемых из Москвы

грамотах он призывал народ встать за Веру и Отечество и погиб не сломленным

в застенках интервентов. В 1612 г. войска под началом князя Дмитрия

Пожарского освободили Москву. Во главе войск несли икону Казанской Божьей

Матери. Не случайно, что праздник иконы Казанской Божьей Матери так значим

для всех народов России. Он является символом стойкости и верности своему

Отечеству и освобождения от иноземного ига.

Петр I, формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы,

многое заимствовал из зарубежного опыта, однако дело духовного воспитания

поручил православной церкви. Основные формы деятельности духовенства в

вооруженных силах были определены в отдельных главах уставов русской армии

и флота, которые так и назывались: "О священнослужителях". При императоре

Павле I было создано особое управление военного духовенства во главе с

полевым обер-священником. С 1890 г. заведование церквями и православным

духовенством армии и флота вверяется Протопресвитеру. Высокий воинский дух

и стойкость русских войск в войнах 18 и 19 вв. обеспечивались системой

духовного и патриотического воспитания, в котором принимали участие как

священнослужители, так и офицерский корпус. Наиболее полно это нашло

отражение в суворовской школе обучения и воспитания, которая была пронизана

идеями святости воинского долга по защите Отечества, преданности Знамени и

верности присяге.

Суворов, будучи глубоко верующим, считал веру в Бога основой духовной

стойкости солдата, при этом сам являл пример подчиненным в соблюдении

православной обрядности. Большую роль в патриотическом воспитании

защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному

ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи

военноначальников, увековечивались героически погибшие воины.

Воспитательная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью,

которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий,

организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных

ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой с приходским

активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором

и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах,

благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.

Одной из важнейших традиций по духовно-нравственному воспитанию был

пример мужества и бесстрашия священнослужителей на поле боя. За проявленный

героизм в годы I Мировой войны более 1200 священником были награждены

государственными наградами России. В России более 4500 священнослужителей

сложили свои головы и были искалечены на полях I Мировой войны.

В русской армии главенствующее положение занимала православная церковь,

но имелись представители и других конфессий. Среди генералов и полковников

накануне I Мировой войны 85 % составляли православные, а остальные относили

себя к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам. Среди нижних чинов 75 %

были православными, 2 % - мусульмане, 9 % - католики, 1,5 % - лютеране.

Традиционно православие придерживалось толерантного (терпимого)

отношения к представителям других конфессий. Это было закреплено в уставе

1893 г., где говорилось: "Иноверцы христианских исповеданий совершают

общественные молитвы по правилам своей веры с разрешения командира в

назначенном им месте и по возможности одновременно с православным

богослужением". В руководящих документах протопресвитера военного и

морского духовенства подчеркивалось, что: "Подвизающееся на ратном поле

духовенство имеет возможность подтверждать веру и правоту православной

церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского

самоотверженного служения как православным, так и инославным, памятуя, что

и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество".

Терпимое отношение к другим религиям резко менялось по отношению к

сектам и религиозным объединениям выступающим против служению Отечеству. От

военных священников требовалось "принять все возможные меры к пресечению в

войсках сектантства и иметь неослабленное попечение об ограничении

православных воинов от этой зловредной пропаганды".

Произошедший раскол общества в 1917 г. отразился и на процессах

организации патриотического и воинского воспитания. Подавляющая часть

духовенства стала в оппозицию новой власти. И вместе с гонениями на

священнослужителей был предан забвению накопленный опыт духовного, морально-

психологического воздействий на военнослужащих. Он оказался востребованным

лишь в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны русская

православная церковь заняла патриотическую позицию, осталась верной долгу

служения своему народу. Более полно духовно-религиозные традиции русской

армии стали использоваться после встречи И. Сталина с иерархами русской

православной церкви в 1943 г. Не переоценивания роли представителей разных

конфессий в борьбе с общим врагом, следует сказать, что они внесли

посильный вклад в поддержку высокого морального духа бойцов и тружеников

тыла. Духовенство утешало людей в скорби, призывало верить в победу над

врагом, осуществляло сбор средств для постройки боевой техники, шефствовало

над госпиталями. Таким образом, исторический опыт свидетельствует о том,

что русская православная церковь и военное духовенство вносили существенный

вклад в духовно-нравственное воспитание воинов. Вместе с командирами

духовенство укрепляло духовно-религиозные традиции в армии, воспитывало

патриотизм, самоотверженность, верность присяге, веру в правое дело и

готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом.

Рассматривая проблему взаимодействия командования с религиозными

объединениями в деле воинского и патриотического воспитания в современных

условиях, следует сразу оговорится, что строится оно строго в соответствии

с Конституцией Российской Федерации ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59., Законами Р

Ф " О свободе совести и о религиозных объединениях", "О статусе

военнослужащих"^ также в соответствии с положениями .отраженными в

совместном Заявлении о сотрудничестве, подписанном Генеральным директором

ФАПСИ и Патриархом Московским и всея Руси, последующими указаниями

Управления кадров и воспитательной работы. Организация данной деятельности

должна исходить из того факта, что в настоящее время на территории России

действует около 20 религиозных конфессий и деноминации, а также более

десятка различных сект. Наиболее крупными религиозными объединениями на

территории России являются Русская Православная Церковь, мусульмане и

Евангельские Христиане -баптисты.

Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью

в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание

влияния РПЦ и активизация ее деятельности. Число крещений утроилось,

количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов,

восстановлены или построены сотни храмов, количество монастырей возросло

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.