Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в

теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов

диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие

противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это

антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два

основных подхода к социальному развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона

единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный

вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в

современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-

политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на

них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и

военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для

войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к.

идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное

лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и

устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии

социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп

на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и

интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в

другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции

ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий.

Преодоление конфликта - это и есть гармония.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед,

возвращение) — противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных

его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие об-ва по

восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам,

застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень

развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых

им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры,

развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные

периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для

характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в

силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как

формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны,

производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером

общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить

история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские

диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие

антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и

служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи

черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва.

Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией

развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в

данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так

и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие

буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями

Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и

техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки

жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение

общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва

классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности

общественного развития. В философии и социологии понятия “П.” и “Р.”

находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития

капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его

рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со

второй половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории:

позитивистский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный

(основоположник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонники — Дж.

Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история

должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без

проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и

р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П.

и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую

историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или

цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно

Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей

(интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур.

Поэтому ГГ. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в

направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с т.

зр. Тойнби, должна осуществиться на основе капиталистической культуры

Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять

явления истории субъективными факторами, напр. особенностями тех или иных

“исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-

ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только

в неантагоннстическом, коммунистическом об-ве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (фр. — подвижный) — социологическое понятие,

означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. В

буржуазной социологии (Стратификация социальная) М. с. — это перемещение

людей из одного слоя об-ва в др., изменение социального положения.

Различают “горизонтальную социальную мобильность” (т. е. переход людей из

одной социальной группы в др., расположенную на том же социальном уровне) и

“вертикальную социальную мобильность” (т. е. перемещение лица в др.

социальный слой или класс). Изменчивость, мобильность социальной структуры

действительно имеет место. Но буржуазные социологи извращают ее характер,

утверждая, что в капиталистическом об-ве она осуществляется в направлении

смягчения классовых противоречий, установления социальной однородности. По

утверждениям буржуазных социологов, “вертикальная социальная мобильность”

дает возможность человеку из “низов” продвинуться вверх по социальной

лестнице, попасть в ряды “высшего класса”, стать миллионером. Теория

“социальной мобильности” —один из вариантов реформистской концепции

“классового сотрудничества”. На деле в буржуазном об-ве “путь наверх”, т.

е. изменения в социальном положении отдельных лиц и семей, является

исключением и не меняет положения всего класса в системе производства. Гл.

направление М. с. в буржуазном об-ве — не “вверх”, а “вниз”, оно отражает

разорение мелкой буржуазии города и деревни, ведет не к смягчению, а к

обострению классовых противоречий капитализма. Иную природу имеет

социальная подвижность в 'условиях социализма. Она связана с постепенной

ликвидацией существенных различий между умственным и физическим трудом,

городом и деревней и представляет закономерную тенденцию развития

социальной структуры в направлении формирования будущей социальной

однородности коммунистического общества.

53. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы,

направления, основные проблемы. Постановка и решение проблемы о первооснове

мира.

54. Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А.

Бердяева.

Школа Соловьева была продолжена Бердяевым, в его работах “Философия

неравенства”, “Философия свободы”, “Мировоззрение Достоевского, “Смысл

творчества - опыт оправдания человека”. Бердяев развивал теорию

персонализма, приближенную к экзистенциализму. Он возглавил в русском

богоискательстве персонализм.

По мнению Зеньковского - это самая крупная фигура русского ренессанса

после Соловьева.

Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-

либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно

больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр

своей философии Бердяев ставит человека. Но он рассматривает личность не

как естественную категорию, а как спиритуалистическую, она ни часть какого-

либо целого, напротив, целое - часть личности. Т.о. он выходил на проблему,

что космос – часть человеческой личности. Выход на такие категории был

обусловлен тем, что свобода человеческого творчества была частью творчества

религиозной эпохи. Творчество как религия у Бердяева - цель, искание смысла

за пределами мировой данности. Поэтому и личность не субстанция, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.