опыт, зарождающиеся научные знания.
Философия – это самая значительная и интригующая область познания,
более 2х тысячелетий не определено само понятие философия. Есть несколько
причин, которые не позволяют довершить толкование:
1.Философию связывают только с потребностями жизни,
2.Характеризуют ее как науку, где знание ради знания,
3.Философия как методология науки и как мировоззрение,
4.Отрицают такой подход к философии, и относят способность к
философствованию к врожденному свойству человека.
5.В связи с тем, что философия своими корнями уходит в древность, она не
связана с современными научным познанием, и поэтому не может решать
проблемы времени.
6.Философия – это де-философия, т.е. удел чудаковатых людей.
Хайдеггер: «Философия – это безрассудство философов.
Ницше философов назвал «рыцарями печальнейшего из образов, пауки и
разини, представленные к духу».
Философия – это база человеческого общения. Средство, с помощью
которого развивается интеллект. С другой стороны, очень многие философы
всегда защищали существующий общественный строй и социальные отношения.
С одной стороны, это наука абстрактная, с другой, в абстрактном она
слишком конкретна и поэтому не позволяет ей опираться на стереотипы и
клише.
Гете: «Это человеческий рассудок на туманном языке. Самое туманное
представление у человека – это образ счастья. Счастливец погружается в
самого себя и становится не интересным людям. Давайте предоставим
счастливцам право жить ради себя»
Философия – это мудрость, которая является прерогативой определенного
слоя, но это и мудрость, позволяющая познать всю окружающую среду.
Платон: «Философы – любители истины, но одержимые страстью».
Августин Блаженный сравнил философию с филокалией («любовь к красоте»).
Декарт: «Философия – это занятие мудростью».
Бердяев: «Философия – это не только любовь к мудрости, но это и
любомудрие.
Противоречия нашего бытия не позволяют мудрости осветить разум.
Аристотель разделил философию на теоретическую и практическую.
Теоретическая философия – исследование первоначала и причины, вторая
обосновывает, как эти причины обратить себе во благо.
Мудр не тот, кто все знает, а тот который имеет достаточно знаний обо
всем.
Мудр тот, кто способен познать трудное и нелегко достижимое.
Мудр не тот, кто точен, а кто более способен к выявлению причин.
Мудр тот, кто не извлекает из знаний пользы.
Мудр тот, кто не делает наставлений, а получает их.
Понятие мировоззрения. Его исторические типы.
Мировоззрение как понятие настолько часто используется в устной речи,
что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему
взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово
"мировоззрение"?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК,
ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ
И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Мировоззрение - сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных
компонентов: мироощущения и миропонимания.
МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение человека к окружающей действительности,
которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно
отражает эмоционально-психическую сторону мировоззрения и в нем сказываются
обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные
особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст,
состояние здоровья и т.д.
МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание мира, действительности,
система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону
мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный
аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний,
бесстрастных оценок, рассудительных действий.
Оба эти "полюса" в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны,
взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах
мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.
В зависимости от степени познавательной глубины, логической
последовательности, интеллектуальной силы аргументов различают ДВА УРОВНЯ
МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.
ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание нередко называют
"ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ", потому что оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном
и многообразном повседневном опыте. В этом его "плюсы" и "минусы". "Плюсы"
сводятся к тому, что житейское миропонимание является массовым и реально
"работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы
утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не
единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их
жизни, действия.
"Минусы" сводятся, во-первых, к тому, что житейское миропонимание в его
массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается
глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на
этом уровне наблюдается множество предрассудков, слабая защищенность от
ошибок, подверженность влиянию нездоровых настроений (национальных и др.),
современных "мифов" (например, вульгарно трактуемого равенства), отсутствие
логики, превалирование эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это
составляет питательную почву для деятельности отдельных социальных групп,
преследующих свои узкоэгоистические цели.
"Минусы" сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миропонимание пасует
перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств,
ориентации на высокие человеческие ценности.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней
мировоззрения в определенной мере прослеживается в исторической
последовательности. В данном случае можно сказать, что "жизненная
философия" в наиболее общем виде проявляется в мифологии и религии. А это
значит, что мифология и религия предшествуют философии.
Исторически первым типом мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла
на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме
мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось ответить на такие глобальные
вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение
наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах
занимал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изобретении
ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Мировоззренческие вопросы в мифологии в основном решались генетически:
научное объяснение процесса происхождения мира заменяли рассказы о том, кто
кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода, "Илиаде" и "Одиссее" Гомера -
наиболее полном собрании древнегреческих мифов - вечный, безграничный,
темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т.ч. Земле и ее
богине - Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Аналогичная схема
встречается в мифологии других народов мира.
Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она устанавливала гармонию
между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и,
таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни,
удовлетворяла ее духовные потребности. Поэтому содержание мифов
первобытному человеку представлялось в высшей степени реальным,
заслуживающим абсолютного доверия.
На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным
историческим типом мировоззрения. В этот же период существовала и РЕЛИГИЯ,
которая с содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих
конструкций, составляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать,
что одни сказания, предания "религиозны", а другие - "мифологичны". Однако
религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ
СИСТЕМОЙ, включавшей в себя обрядовые действия, направленные на
установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий
миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую
систему, выступал в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему,
приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция которого состояла в том,
чтобы избавить человека от земных, исторически изменчивых, преходящих
аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-
нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам, ценностям
и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневности,
социальных институтов и т.д. Религия, таким образом, придавала смысл и
значение, а, значит, и устойчивость человеческому бытию, помогала людям
преодолевать житейские трудности.
По мере развития человеческого общества, совершенствования
познавательного аппарата появилась потребность в новой форме решения
мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, а на
Логосе - разуме, т.е. на мышлении. А это уже другой, более высокий уровень
миропонимания - теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип
осмысления действительности - ФИЛОСОФИЯ.
В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием
к превосходящим человека силам природы и существам, Философия вынесла на
первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в
обществе жажду научного знания мира и человека. На ранней стадии развития
она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому, видимо, термин
"философия" в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102