Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать

формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного

языка с его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная

логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком -

допущением, что все предложения имеют субъект предикатную форму.

Изобретения Ф. преобразили логику, которая получила доступ не только к

математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному

языку, а значит и к философии.

Англ. логик, математик и философ Бертран Рассел был убежден, что

новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти

окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов

реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел

руководствовался 3 идеями:

– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с

объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это -

задача логики.

– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно,

прежде. всего в чувственных данных.

– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует

сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.

Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со

старой метафизикой.

Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась

книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более

настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в

языке, а значит именно язык есть граница мышления.

Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается

совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет

с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то

его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений

выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных

предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с

фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано

ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический

акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому

логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука

(Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей

(Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только

проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять

требованиям философии неопозитивизма.

ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей

аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате”

(1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”,

языка, прообразом которого для него является язык математической логики,

как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция

есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире

свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении

знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой

логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-

гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в

виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему

“идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В.

лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как

“критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности,

существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму.

Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим

позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или

матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность

и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в

работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на

лингвистическую философию.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его

философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к

младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии

Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь

обосновал принципы материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А

подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.

Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его

неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,

нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог

объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует

идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,

идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться

от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и

творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к

человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную

силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод

Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению

превращает человека, включая и природу как его базис единственный,

универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил

антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он

сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой

выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и

человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум,

любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает

вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть.

Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и

взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность

различия между "я" и "ты".

Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение -

есть свобода и бесконечность.

Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и

достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.

Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не

тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот

период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие

материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от

бога, ни от философии людей.

Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к

натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит

антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он

стоит на позициях сенсуализма.

Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится

в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.

Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в

себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.

Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим

мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.

Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической

философии, материализма Маркса и Энгельса.

5. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты философского

мировоззрения эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических

черт, которые отражают особенности появления и формирования нового типа

личности, обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом.

Здесь были гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте,

Ботичели и это далеко не полный перечень имен.

Термин Возрождения понимается в двух смыслах:

Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания

мира.

Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в

безграничные возможности человека

Возрождение как преодоление установившегося взгляда на мир, где было

провозглашено творчество Бога

Возрождение – самоценность и неповторимость человека

Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а

уважительно отнеслась к наработкам ученых предшествующих поколений, т.е.

было сохранено уважительное отношение к творческому потенциалу ученых

прошлого.

С социально-экономической точки зрения осуществляется переход от

феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение

личности от феодальной, сословной зависимости.

Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с

расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения и заменой

частнопредпринимательского труда мануфактурным.

Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и

способствовало формированию наций, буржуазных государств и образованию

государственных монополий.

Основными чертами Философии эпохи Возрождения являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.