Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины

фактической, т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего,

чего бы ни было в чувствах, кроме самого разума. Особую область знания

философов Нового Времени составляет Философское знание.

Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как

таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу.

Философия человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное

значение занимает этика, где Бэкон выделил два учения:

Учение об идеале или образе блага.

Учение об управлении и воспитании души.

Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все

люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по

отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против

всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе

покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии

Гоббс не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди

должны заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе

произошло формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий

делегировать власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким

образом, родилась идея общего договора.

Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные, равные и

независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь, при

котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с

другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни.

Сходные мысли высказывал Спиноза, который в «Общественный Договор»

вводит приемлемые формы государственной власти: демократия, аристократия,

монархия. Заставить уважать свободу личности можно на основе этики

разумного эгоизма: «этично то, что практично».

Свобода не должна противостоять необходимости и человек может быть

свободен, если он существует по необходимости. Спиноза соединял свободу с

разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается свободным, тот

должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о

существовании того строя, в котором в котором они находятся.

66. Философия и наука: единство и отличие познавательных и практических

функций.

Рассказать о науке

67. Философия истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н

Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж.

Руссо).

68. Философия истории. Направленность и смысл истории

69. Философия как методология. Конкретно-научные, общенаучные и философские

методы познания мира. Проблемы противоречий и гармонии.

Научное познание, его специфика и строение.

Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно

самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства

(XVI-XVII вв.). Однако самостоятельность не тождественная

самоизолированности. Наука всегда была связана с практикой, получала от нее

все новые и новые импульсы для своего развития и, в свою очередь,

воздействовала на ход практической деятельности, опредмечивалась,

материализовалась в ней.

НАУКА - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания

о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является

постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому

наука в целом образует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ

ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.

Вместе с тем, в зависимости от изучения той или иной формы материи,

стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания

(чайных наук). Это главный критерий классификации. Используются и другие

критерии. В частности, ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить науки о

природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные,

социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Очень

своеобразной наукой является современная математика. Отдельную группу

составляют технические науки.

В свою очередь каждая группа наук подвергается более детальному

членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия,

биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин -

физическая химия, биофизика и т.п. Наукой о наиболее общих законах

действительности является философия, которую, как мы выяснили в первой

лекции, нельзя полностью относить только к науке.

Возьмем еще один критерий: ПО СВОЕЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ПРАКТИКИ науки можно

разделить на два крупных типа: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ. где нет прямой ориентации

на практику, и ПРИКЛАДНЫЕ - непосредственное применение результатов

научного познания для решения производственных и социально-практических

проблем. Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с

помощью комплекса дисциплин, в который входят история и логика науки,

психология научного творчества, социология научного знания и науки,

науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки (об

этом - в следующей лекции).

При всем этом мы всегда должны помнить, что независимо от критериев и

глубины классификации границу между отдельными науками и научными

дисциплинами условны и подвижны.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: 1. Первая и основная задача

научного познания, как мы уже выяснили, - обнаружение объективных законов

действительности - природных, социальных (общественных), законов самого

познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на

существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без

этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие

законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания -

объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и

методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность

субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет

в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ - характерная черта научного

познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на

практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть

выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически

действовать" - не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане - это сложный,

противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную

развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных

форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, -

искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).

Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала

- важный показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические

материальные средства, как приборы, инструменты, другое т.н. "научное

оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны,

радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки

в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в

исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных)

средств и методов, как современная логика, математические методы,

диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы

(об этом - ниже).

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность

полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало

гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему

важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка

исследователей, их философская культура, умение правильно использовать

законы и принципы мышления.

В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним

относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания,

его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость,

воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости,

строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в

разной мере, но не являются определяющими.

СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и

научного познания моделировался по естественно-математическим методам

познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем

наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес

к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном

познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует

иметь ввиду два его аспекта:

1) любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что

представляет собой общественный продукт и детерминировано культурно-

историческими причинами;

2) один из видов научного познания, который имеет своим предметом

социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его

отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.

При исследовании недопустимо как сведение социальных явлений к природным

(попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания),

так и противопоставление природного и социального, вплоть до полного их

разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание отождествляется с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.