Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и так далее)

вытекают органично из различного понимания государства и права.

Характеристика и понятие гражданского общества.

На прошлом этапе отечественная теория государства и права также

обращалась истокам, но главным образом классового наполнения к

принудительным характеристикам государства и права. И оставляла в стороне

богатейшее теорико-правовое наследие Гегеля. Из него черпали лишь

философские идеи, и то те, которые были созвучны существующему социальному

строю, прежде всего диалектическую логику.

Глубокое осмысление понятия гражданского общества получило в трудах

Гегеля, а именно в его «Философии права». Одним из принципов гражданского

общества по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои конкретные цели,

то есть индивид. Другим принципом – «всеобщность», то есть соотношение лиц

между собой, то есть, все тот же вопрос о взаимодействии индивида и

общества и об ограничении свободы одного индивида, свободой другого в

обществе, об ограничении свободы индивида интересами общества.

Сюда относится замечание Гегеля о новой проблеме появившейся в

связи с функционированием буржуазного общества – о проблеме налогов.

Гегель утверждает, что индивид обязан платить налоги – без этого

государство так оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества,

вообще не смогут удовлетворять свои потребности.

Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых,

определение потребностей индивида и их удовлетворение посредством труда

этого индивида, а так же удовлетворение потребностей других членов общества

в той же трудовой деятельности. Это – во-вторых, сохранение свободы во

«всеобщем», то есть в обществе, защита собственности посредством

правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе

«случайностей», внимание к личности, ее интересам как интересам общества.

Иными словами, гражданское общество включает в себя целенаправленную

трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие

свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества,

четко работающую судебную систему осуществляющую защиту на основе права.

Таким образом, гражданское общество Гегеля – это хорошо известное нам

первоначальное общества расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и

практикой.

Вот почему и для российского общества, только теперь, в конце ХХ

века, вступившего на путь формирования гражданского общества, так важно

знать исходные теоретико-правовые положения, характеризующие это общество.

Идея гражданского общества на предыдущем этапе исторического развития

России была заменена концепцией социалистического общества. Политическая

система состояла из органов власти – Советов народных депутатов и

осуществления их властных полномочий. Экономическая система – из

социалистической собственности, социалистических форм трудовой

деятельности. Социальная система – из рабочих, крестьян, трудовой

(народной) интелигенции.

Создание гражданского общества становится одним из необходимых

условий продвижения России по пути крупных социально-политических,

экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского

общества.

Гражданское общество – это не некое абстрактное и идеализированное

коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно

состояние общества в определенное время в определенной стране ставшее на

путь рыночной экономики и либерально – демократического режима. Это

гражданское общество сохраняет органическую связь с государством,

обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности,

главным образом – правосудие, а так же возможность гражданину иметь и

использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по

суду и так далее.

Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского

общества к гегелевской модели. За двести лет, оно обогатилось многими

другими ценностями. Среди них к примеру, открытость, глобальность, новые

права и свободы, в том числе право на информацию.

Сюда же входят и новые обязанности, в том числе и по отношению к

интеллектуальной собственности, экологическая проблема и многое другое.

Правовое государства. Понятие и признаки. Государство правовое и

социальное.

Правовое государство – это не схема, расписанная по своим признакам,

а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного

индивида и сохранение стабилизации общества с рыночной экономикой и

либерально-демократическим политическим режимом.

Господство права и верховенство законов в своем конкретном содержании

реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который

является основным императивом государственно-организованного общества.

Господство права – это означает, что все подчиняются правовым предписаниям,

принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления

правом. Верховенство закона – означает, что все признают основополагающем

в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все

другие подзаконные акты должны соответствовать закону. Высшую юридическую

силу имеет Конституция -– и все это тоже признают и соблюдают. Все другие

законы должны соответствовать Конституции.

Другие признаки правового государства, так же характеризуют это

государственное образование как обеспечивающее, даже обслуживающее

гражданское общество. Только в этом смысле можно говорить о государстве,

как форме гражданского общества, которое только в этой связке и в этом

смысле является содержанием правового государства.

Например, такой признак правового государства, как наличие

разветвленной фактически действующей системы права и свобод, обязанности и

ответственности члена гражданского общества. Наличие такой системы,

защищенной в первую очередь судебной властью, обязательное условие

предпринимательства, обладание собственностью и использование собственности

в интересах индивида и общества и тому подобное.

Следующий признак правового государства – разделение властей.

Основной теоретический вопрос, который возникает при рассмотрении

разделения властей как признаке правового государства - это вопрос о том,

чем отличается разделение властей в правовом государстве, от разделения

властей в других государственно-организованных образованьях. И тут, в

первую очередь, следует указать, на независимую судебную власть, которая

сооринтированна, прежде всего, на защиту прав и свобод индивидов, на

правосудие.

У правового государства должна быть независимой, но юридически

регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без

открытости, полной информированности общества, гласности, правовое

государство так же не смогло бы обслуживать гражданское общество.

Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового

государства.

Вместе с тем, безусловно, не должно быть и употребления во зло

свободы слова, свободы массовой информации. Злоупотребления в этой области

деформируют саму деятельность правового государства.

Такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и

государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и

обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных

интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных

социальных групп).

Переплетение этих интересов создает такую пеструю ткань, окутывающую

жизнедеятельность государства и личности, что приходится вспоминать о

самоорганизационных процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как

никогда более, торжествует жесткая самоорганизационная действительность.

Таким образом, правовое государство может существовать только в паре,

в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль

скоро, такое общество складывается, в той же степени складывается и

правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение. Будущее

правового государства в существовании и развитии гражданского общества.

Правовое государство является фактором развития гражданского общества,

точно так же как гражданское общество воздействует на формирование

правового государства.

Концепция правового государства также направлена на защиту свободы

личности. Верховенство права, верховенство закона, разделение властей,

взаимные права и обязанности государства и личности – эти и другие признаки

государства характеризуют его как правовое и создают наиболее эффективные

условия для реализации свободы личности.

Дальнейшим продвижением государственности в цивилизованные формы

становится его социальная деятельность: защита малоимущих граждан,

пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся в гуманитарной поддержке.

Государство, в идеале, должно стать и правовым и социальным.

Но социальное государство предполагает определенное неравенство

граждан в социально–экономической сфере – установление льгот, привилегии

для малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров, студентов, других нуждающихся

категорий граждан и введение дополнительных тягот и обременений на других

граждан, налогоплательщиков в первую очередь.

На формирование будущего правового и социального государства влияют

не только внутренние факторы (становление гражданского общества).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.