этика начинается с предписаний ("делай так", "не делай это", "это хорошо, а
это плохо"). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики:
руководствуясь правилами, можно из одних предложений выводить другие.
Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, существенно прояснил
содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том
числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было
существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов.
71. Философия Платона: мир идей и мир теней; учение о душе и теле,
диалектика Платона.
Платон исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его
концепции чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира,
а умопостигаемый мир – это мир идей. Между этими двумя мирами Платон
стремился построить переходную теорию эроса и теорию идеального
государства, и на синтезе двух теорий стремился возвысить человека до
умопостигаемого мира между миром идей и миром вещей. Идея не есть понятие
человеческого бытия. Идея относительна, бестелесна, неизменна. Идеи
находится в царстве идеальных сущностей, на вершине пирамиды находится идея
всеобщего блага. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не
миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который
неопределенен, изменчив. Искусство по Платону есть подражание идеям.
Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание
основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию
мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной
душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире.
Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и
государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы
господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны,
стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство.
Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить
местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной. Наиболее
правильную характеристику Платона дал Ленин: «Философский идеализм есть
чепуха с точки зрения материализма».
Материализм в дровней Греции, как отмечалось выше, не был единственным и
господствующим направлением в философии. Параллельно синим существовало
прямо противоположное философское направление-идеализм , "линия Платона".
Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик основоположника объективного
идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон -
псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он
получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу ("платос"
по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36
философских сочинений (диалогов).
Главным в наследии Платона является учение об идеях. Платоновские идеи
не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления (это позже
термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не
мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от
чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи -
сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон
употребляет термин "парадигма" (от греч. парадигма - пример, образец),
указывая, что идеи
образуют перманентную (от лат. перманео - остаюсь, продолжаюсь; здесь -
постоянную) модель каждой вещи (чем она должна быть). Мир идей,
следовательно, образует в своей совокупности "истинное бытие", а
чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему.
Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи - вот
главное в идеализме Платона. Материю он признает небытием, реально
существует только идея. Однако полностью мир вещей Платон не отвергал.
Движение, развитие, изменение чувственных вещей объяснялось взаимодействием
бытия (идей) и небытия (материи).
Реально существующий мир Платон, таким образом, подменял миром идей, на
вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении
показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический,
теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает
взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется
демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец) - творцом.
Теория познания Платона в своей сути прямо противоположна взглядам
древнегреческих материалистов. В ее основе лежит учение о бессмертии души.
Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться
к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и,
погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что
видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.
Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать
на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о
котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В
то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы
объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе
говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)
в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно
отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский
идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,
метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма
философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие
(раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в
абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".
В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды
господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-
Государство должен состоять из 3-х классов:
1) крестьян, ремесленников и купцов;
2) стражей;
3) правителей.
В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором -
мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных
достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-
Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не
нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика.
Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных
нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике
и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает
выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали
одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей
предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние
должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.
Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить
город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья,
сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и
навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная
собственность должна была уступить место общественной.
Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические
занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-
истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50
лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50,
внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно
контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание
Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и
прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-
Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а
государственная власть должна принадлежать аристократии.
72. Философия политики и её категории: политика, власть, государство.
Гражданское общество и государство.
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят
многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое
состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества
было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но сейчас,
гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно
стать неким фетишем. Утверждение типа: демократия невозможна без развитого
гражданского общества, не следует принимать дословно.
Размышления о социальных институтах всегда включают прогнозы об их
будущем. И эти прогнозы – не важно сбываются они или нет – как импульсы из
будущего организуют настоящее. В одних прогнозах государство и право
должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического
общества). В других – они вечны, так как преподнесены человечеству Богом. В
третьих – одному из конкретных государств, предназначалось быть
«тысячелетним Рейхом». В концепциях, ведущих свое происхождение от
утверждений Платона, государство возникло в первоначально как «совершенное»
и, представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается
(точно так же, как это происходит с живым организмом).
В концепции известного современного социолога Фукуямы, либерально-
демакратическое государство – это венец политико-правового творения
человечества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102