Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






этика начинается с предписаний ("делай так", "не делай это", "это хорошо, а

это плохо"). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики:

руководствуясь правилами, можно из одних предложений выводить другие.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, существенно прояснил

содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том

числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было

существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов.

71. Философия Платона: мир идей и мир теней; учение о душе и теле,

диалектика Платона.

Платон исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его

концепции чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира,

а умопостигаемый мир – это мир идей. Между этими двумя мирами Платон

стремился построить переходную теорию эроса и теорию идеального

государства, и на синтезе двух теорий стремился возвысить человека до

умопостигаемого мира между миром идей и миром вещей. Идея не есть понятие

человеческого бытия. Идея относительна, бестелесна, неизменна. Идеи

находится в царстве идеальных сущностей, на вершине пирамиды находится идея

всеобщего блага. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не

миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который

неопределенен, изменчив. Искусство по Платону есть подражание идеям.

Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание

основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию

мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной

душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире.

Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и

государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы

господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны,

стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство.

Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить

местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной. Наиболее

правильную характеристику Платона дал Ленин: «Философский идеализм есть

чепуха с точки зрения материализма».

Материализм в дровней Греции, как отмечалось выше, не был единственным и

господствующим направлением в философии. Параллельно синим существовало

прямо противоположное философское направление-идеализм , "линия Платона".

Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик основоположника объективного

идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон -

псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он

получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу ("платос"

по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36

философских сочинений (диалогов).

Главным в наследии Платона является учение об идеях. Платоновские идеи

не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления (это позже

термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не

мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от

чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи -

сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон

употребляет термин "парадигма" (от греч. парадигма - пример, образец),

указывая, что идеи

образуют перманентную (от лат. перманео - остаюсь, продолжаюсь; здесь -

постоянную) модель каждой вещи (чем она должна быть). Мир идей,

следовательно, образует в своей совокупности "истинное бытие", а

чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему.

Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи - вот

главное в идеализме Платона. Материю он признает небытием, реально

существует только идея. Однако полностью мир вещей Платон не отвергал.

Движение, развитие, изменение чувственных вещей объяснялось взаимодействием

бытия (идей) и небытия (материи).

Реально существующий мир Платон, таким образом, подменял миром идей, на

вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении

показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический,

теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает

взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется

демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец) - творцом.

Теория познания Платона в своей сути прямо противоположна взглядам

древнегреческих материалистов. В ее основе лежит учение о бессмертии души.

Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться

к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и,

погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что

видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.

Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать

на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о

котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В

то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы

объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе

говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)

в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно

отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский

идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,

метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма

философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие

(раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в

абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды

господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-

Государство должен состоять из 3-х классов:

1) крестьян, ремесленников и купцов;

2) стражей;

3) правителей.

В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором -

мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных

достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-

Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не

нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика.

Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных

нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике

и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает

выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали

одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей

предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние

должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.

Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить

город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья,

сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и

навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная

собственность должна была уступить место общественной.

Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические

занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-

истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50

лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50,

внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно

контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание

Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и

прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-

Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а

государственная власть должна принадлежать аристократии.

72. Философия политики и её категории: политика, власть, государство.

Гражданское общество и государство.

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят

многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое

состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества

было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но сейчас,

гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно

стать неким фетишем. Утверждение типа: демократия невозможна без развитого

гражданского общества, не следует принимать дословно.

Размышления о социальных институтах всегда включают прогнозы об их

будущем. И эти прогнозы – не важно сбываются они или нет – как импульсы из

будущего организуют настоящее. В одних прогнозах государство и право

должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического

общества). В других – они вечны, так как преподнесены человечеству Богом. В

третьих – одному из конкретных государств, предназначалось быть

«тысячелетним Рейхом». В концепциях, ведущих свое происхождение от

утверждений Платона, государство возникло в первоначально как «совершенное»

и, представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается

(точно так же, как это происходит с живым организмом).

В концепции известного современного социолога Фукуямы, либерально-

демакратическое государство – это венец политико-правового творения

человечества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.