философов вообще.
Отсутствие понятийного аппарата, абстрактных спекуляций натуралистического
и мировоззренческого порядка. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость
логики.
Внутренне китайская философия необычайно стабильна. Основой такой
стабильности было постоянное подчеркивание исключительности китайского
способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и
закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его
нетерпимости ко всем другим философским взглядам.
Прекрасной иллюстрацией к сказанному могут послужить философские
воззрения названных выше древнекитайских школ.
КОНФУЦИАНСТВО. Основатель шкалы Конфуций (кит. - Кун Цю,
латинизированная версия имени Кун Фу-цзы-учитель Кун; 551-479 гг. до н.э.).
Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за
многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами.
Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, потом ряд
лет. странствовал по Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно
своим ученикам. Основным достоверным источником для исследования его
воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в
книге "Беседы и суждения" (Лунь юй).
Исходной для Конфуция можно считать концепцию "неба" и "небесного
веления" (приказа, т.е. судьбы). "Небо" - это и часть природы, и высшая
духовная сила, определяющая природу и человека ("Жизнь и смерть
определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба"). Человек,
наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в
согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи
обучения. Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа"
(цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к
народу, почтительного к старшим и высшим.
Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь
(человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и
государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих
человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам
хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.
Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип
справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как велит
его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с соблюдением
порядка и человечность, ибо "благородный муж разбирается в том, что есть
исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно". Таков путь
(дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым
должно быть вверено управление обществом.
Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он
выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между
членами общества, образцом для которого должна служить семья ("Правитель
должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын -
сыном").
Главный метод управления народом - сила примера и убеждения.
"Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным,
гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных
Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао), учил
он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".
После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное
значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг.
до н.э.) и материалистическая - Сюнь-цзы 298-238 гг. до н.э.). Согласно
учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый
правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его
как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества:
сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта
человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.
Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание
(чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и являются
основой развитой Мэн-цзы концепции "гуманного управления" (жэнь чжэн)
государством, в которой главная роль отводилась народу ("Народ является
главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь
занимает последнее место"). Если же государь игнорирует принцип
человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба),
народ имеет право его свергнуть.
В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении
идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци)
начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).
Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы,
обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и развивается в согласии
с естественными познаваемыми закономерностями. Небо - активный естественный
элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот, может быть подчинено
им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят
счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и
смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы). Он рождается
завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Необходимо
воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций
отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него
появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через учение,
длящееся всю жизнь.
Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые
приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к ученым,
почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а
мерилом правления - справедливость и мир.
ДАОСИЗМ. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений
китайской философии. Легендарный основатель - Лао-цзы (бит., букв. - старый
учитель; собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э.). Ему приписывается составление
книги "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). В даосизме, в отличие от других
школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао - естественный
путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их
материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни
чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо - земле, земля
- человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао
проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.
Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. - недеяние,
бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало
подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого
действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель
поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать;
победоносное бездействие, остальное - суета.
Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения
его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель
тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда
она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь
факт его существования. Общественный идеал даосов - патриархальная,
непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять;
отсутствие внешних контактов, мир с соседями.
МОИЗМ. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы; V в.
до н.э.) и была четко построенной военизированной организацией,
неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма
- "всеобщая любовь", т.е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от
конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие
всеобщей любви - причина беспорядков, а "отдельная" любовь - "взаимной
ненависти". Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь
человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не
приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы
сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы
решительно осуждал "агрессивные войны", объявив их величайшим и жесточайшим
преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, - народ, который
правители должны любить. Признанием существования "духов и привидений"
(наказывают зло и вознаграждают добро), "воли неба" (ориентир поведения
людей) Мо-цзы ввел в свое учение религиозную струю.
ЛЕГИЗМ (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма)
возникла и оформилась в VI-III вв. до н.э. Активно участвовали в разработке
учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.
Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с
которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства,
расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если
конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то
легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.
Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно
управлять ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем
вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за
счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять
границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все
равны перед законом, за исключением самого правителя - единственного творца
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102