Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






потребностей. В ходе этой повседневной деятельности люди совершенствуют

свои навыки и способности, изменяются с возрастом. Умирают, рождаются и

подрастают все новые и новые поколения. Уже в силу этих естественных

причин, проистекающих преимущественно из замедленных процессов, происходят

достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

Но, кроме процесса повседневного функционирования общественной жизни,

обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы

жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и

революционных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин

качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменением природных

основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие

искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методах организации

производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального

развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г.

Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие

общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные,

экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой.

Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и

способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного

развития производства, образования, медицины.

Велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение

паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем

вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью,

буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки,

как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все области

общественной жизни, структуру различных общностей людей - малых и больших,

- их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия.

Так, активный экспорт в Японию в XIX-XX вв. достижений науки из Западной

Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический

срок Япония, несмотря на поражение во второй мировой войне, превратилась в

одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны немало примеров и

противоположного характера, когда проводимая господствующими силами

политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых

товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка:

устаревали их институты и социальные структуры.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу

существующим институтам, социальным структурам и власти, постольку оно

постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и

искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям

(дарвинизм), генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению

паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении СОЦИАЛЬНЫХ предпосылок общественного развития -

экономических и культурных - нельзя не учитывать того, что все люди

являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами,

подверженными силам притяжения, электромагнитным полям, космическим лучам,

термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и

природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о

явлении, движущими силами которого являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные

факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза,

включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и

социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития

общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие

реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс

глубоких социальных перемен.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях

людей, совершающихся более или менее организованно для достижения

определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.

Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические,

культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние

психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство

проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу

сложившейся ситуации. Состояние беспокойства может охватывать большие или

меньшие общности - вплоть до целых классов и народов.

Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт социальных

движений. Характер этих движений определяется их целями, применяемыми

методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам

различаются реформаторские и революционные движения.

РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые ограниченные круги и

общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и

поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны

властей. Реформаторы стремятся к достижению изменений, например, путем

улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные,

пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный,

легальный характер, реформаторские движения иногда приводят к глубоким

общественным изменениям.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть похожи на

реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия:

охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие

напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, жизненные потребности

людей. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и

репрессиям со стороны властей.

Но основное отличие революционных движений - в целях и методах. Их цель

- не мирная реформа, а ниспровержение существующего социального строя путем

применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости,

наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической

власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки,

коренным образом изменяют строй общества, его классовую структуру, состав

социальных институтов, систему ценностей, обычаи, образ поведения. Наиболее

глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют

классы, народы. Таковы революции 1789-94 гг. во Франции, 1917 г. в России,

1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате

национально-освободительных революций, свершившихся в XX в., особенно после

второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Революции не только морально оправданны, но и необходимы, если они

направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но

неверно, видимо, считать, что только с революциями связано развитие

общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся:

сопровождаются страданиями и массовой гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику

общества, и его динамику, т.е. рассмотрение составляющих его групп,

институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и

развития.

29. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, учение о "разумной

действительности".

Гегель поставил задачу преодоления точки зрения индивидуального

сознания, для которого только и существует противоположность объекта и

субъекта. Снять эту противоположность по Гегелю можно путем поступательного

развития сознания. При котором индивидуальное сознание проходит весь тот

путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей истории.

Таким путем Гегель сосредоточил внимание на тождестве субъекта и объекта,

мышления и бытия, на основе обоснования тождества индивидуального и

абсолютного "Я".

Индивидуальное сознание двигаясь к отождествлению с абсолютным "Я"

преодолевает противоположности субъекта и объекта и приближается к

общечеловеческому сознанию к духовному миру всего человечества.

Феноменология духа - это одновременный процесс, где есть развитие

всемирной культуры, накопление опыта человечества и освоение этого опыта

конкретным индивидом в ходе своей социализации. Он подчеркивает, что каждый

человек способен посмотреть на мир с позиции мировой истории и мирового

духа. Движение сознания - это поступательное восхождение, где все

предыдущее воспроизводится на новом более высоком уровне от абстрактного к

конкретному.

Схема Гегеля: сознание, предмет противостоит человеческому "я" и

определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.

Самосознание - предмет и сознание тождественны, сознание практически

действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в

себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.

Дух - сознание постигающее духовную реальность мира и себя как

выражение реальности.

В движении сознания отмечаются не только ступени и формы развития

человеческой культуры, духовной жизни, но и осваивается язык философии,

понятия. Человек выражает мысли в системе понятий и категорий логики. До

Гегеля понятия относились к субъективной категории. Начиная с Гегеля

понятия представляют собой абсолютное тождество объекта и субъекта.

Гегель назвал свою философскую систему абсолютным идеализмом, который

должен охватить весь универсум, природный и духовный мир единым понятие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.