Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






65. Философия и наука Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология

знания.

Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного

общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения

утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные

общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что

обусловливало:

1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально-

математическому естествознанию.

2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического

знания, приносящего пользу производству.

Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и

эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.

С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному

феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.

Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую

связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и

обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со

сдвигами, происходящими в обществе.

Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.

Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на

изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки –

настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих

недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру

(астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех

способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней

основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия).

Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными

впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими

законами природы и фактами действительности.

У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь

воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через

творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в

философии выделяются:

. учение о Божестве

. учение о природе

. учение о человеке

Кроме того учение о природе Бэкон разделил на:

. теоретическую философию (причины явлений и процессов)

. практическую философию (результат)

К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,

ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:

индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих

методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и

светоносный – позволяющий познать природу.

Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По

мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но

и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая

направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и

опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила

считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.

Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай

за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что

философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь

к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:

1.

2. создающие базу для чего-либо иного.

Декарт: «Я мыслю – значит я существую».

Философия имеет две части:

1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.)

2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел).

Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,

ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …

Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на

«универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в

органическую деятельность, освободив ее от случайностей.

Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт

считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.

Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех

вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто

аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и

следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется

посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического

метода. Гоббс – материалист.

Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,

Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в

себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой

вещью, из которой она должна быть образована.

Ум – субстанция, составляющая сущность всего.

Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется

через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из

многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –

противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….

Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную,

природа вечна и бесконечна.

Основу философии Лейбница составляет учение о множественности

субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают

функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность,

осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад –

непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать,

созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами –

суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и

одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе

космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается

гармония жизни и мира в целом.

Теория познания в философии Нового времени.

По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным

восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к

чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким

образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и

заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об

истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые

определяют знания:

Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,

что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства

и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение

человека миром искривленное и обезображенное)

Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны

роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных

черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения

книг, мнения авторитетов.

Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова

ставятся в соответствие и рождается…

Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов

философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также

аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.

Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –

муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,

производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.

Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.

Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.

Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то,

что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,

воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В

познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой.

Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные

понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума.

Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и

отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света

разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной

очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила:

Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным.

Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы

их разрешить.

Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к

познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей,

которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим.

Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие.

Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта

и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два

источника:

Объекты ощущений

Деятельность ума

Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их

незаметных частиц.

Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей.

Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и

абстрагирование.

Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение

(чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные

способности к доказательствам и умозаключениям.

В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.