через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что
оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая
вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее,
то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то
ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное
начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается
вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее
начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его
законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма
присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает
определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и
как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении
предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2)
знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность
должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный
силлогизм.
Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным
отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека
перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим
животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие
государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство.
Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины,
философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь
убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его
мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление
гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное
явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире (Македония). Его отец
Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В семье
Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к
естествознанию. В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает
Стагиру, перебирается в Афины и становится учеником Платона. В Академии
Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности.
Сначала на него заметно влияла философия Платона, в частности, учение об
идеях. Однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он
"самоопределился" и занял критическую позицию по отношению к философии
академиков. Несогласие с академической философией в основных вопросах
заставило его в конце концов уйти из Академии, оставить Афины. На некоторое
время он поселился в македонской Пелле, исполнял обязанности учителя
Александра, сына македонского царя Филиппа II. Затем много странствовал и
только через тридцать лет возвратился в Афины, основал здесь собственную
школу в афинском Ликее (Лицее). При школе был сад с крытыми галереями для
прогулок. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться
по этим галереям со своими слушателями. Поэтому школу стали называть
перипатетической (от греч. перипатео -прохаживаюсь), а ее учеников -
перипатетиками.
Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал
все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Он написал более 150
научных трудов и трактатов. Его сочинения делятся на две группы:
"экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме
диалога и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзотерические"
(от греч. эзо - внутри), - продукт творческой активности Аристотеля в
период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников
внутри школы. Сочинения первой группы почти полностью утрачены, остались
лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились
сочинения второй группы: до нас дошло множество работ шкалы по философской
проблематике и некоторым разделам естествознания. Логические труды
Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы
исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике",
психологические - в сочинении "0 душе", социально-политические -в
"Политике" и т.д.
В своей "первой философии" ("Метафизике") Аристотель подверг критике
учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и
единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь",
оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в
любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в
единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и
постигается умом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель признавал четыре
причины; сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова
она есть (ФОРМАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); материя и подлежащее (субстрат - от
позднелат. субстратум, букв. - подстилка) - то, из чего что-либо возникает
(МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА, начало движения; ЦЕЛЕВАЯ
ПРИЧИНА - то, ради чего что-либо осуществляется.
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее
некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность
стать чем-либо). Всю же активность он приписывал остальным трем причинам,
причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником
всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог
Аристотеля - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по
собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о форме есть
учение объективного идеализма.
Движение по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в
действительность. Он различал 4 рода движения: качественное, или изменение;
количественное - увеличение или уменьшение; перемещение - пространственное
движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.
По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство
"материи" и "формы", причем "форма" -присущий самому веществу "вид",
принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может
рассматриваться и как. "материя", и как "форма". Медь есть "материя" по
отношению к шару ("форме"), который из меди отливается. Но та же медь есть
"форма" по отношению к физическим элементам, соединением которых, согласно
Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким
образом, последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы"
к "материи".
В учении о познании и его видах Аристотель различал "диалектическое" и
"аподиктическое" (от греч. аподиктикос-доказательный, убедительный)
познание. Область первого -"мнение", получаемое из опыта, второго -
достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень
вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю,
последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания
созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном
определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции (от лат.
дедукцио - выведение; переход от общего к частному) и индукции (от лат.
индукцио - наведение; способ рассуждения от частных фактов, положений к
общим выводам): 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть
приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное,
должно быть доказано умозаключением особой логической формы -
категорическим силлогизмом (греч, силлогимос; логическое умозаключение, в
котором из двух данных суждений, посылок, получается третье - вывод).
Много внимания Аристотель уделял учению о природе человека и
государстве. Человека он понимал как "политическое животное", т.е.
гениально предугадывал социальное в человеке. Отличие человека от животного
Аристотель видел в его способности к интеллектуальной деятельности.
Социальность человека он связывал прежде всего с семьей, потому что
отстаивал "природное" происхождение и устройство государства: исторически
развитие общества, согласно его учению, идет от семьи к общине (селению), а
от него - к государству (городу, полису).
В "Политике" государство определяется как общение подобных друг другу
людей в целях возможно лучшего существования. Положение людей определяется
собственностью, мысль о которой доставляет человеку истинное наслаждение.
Гражданами общества могут быть только свободные (воины, судьи, правители),
а ремесленники, торговцы и т.д. - неполноправные граждане, ибо их жизнь не
способствует добродетели. Исследуя формы государственного устройства,
Аристотель пришел к выводу, что лучшей из правильных форм (монархия,
аристократия и "полития" - власть среднего класса) является "полития", ибо
она должна объединять добродедель, богатство, свободу, выражать интересы
богатых и бедных. Плохими формами государства Аристотель считал тиранию
(возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии)
и демократию (деформация политии).
Аристотель отвергает спекулятивное "идеальное государство" Платона.
Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного
накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти
личности и удержание рабов в повиновении. Согласно учению Аристотеля,
рабство существует "по природе", ибо одни люди предназначены повелевать, а
другие - подчиняться и следовать указаниям первых.
Здесь он использует мысль о противоположности души и тела. "Те люди,
которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от
животного... по своей природе - рабы; для них... лучший удел быть в
подчинении у деспотической власти" - такой, какой подчиняются тела и
животные. Рабы - это прежде всего варвары, отличные от господ как телом,
приспособленным к грубому физическому труду, так и "рабской" душою. Раб -
"одушевленный инструмент", часть имущества господина, отличающаяся от
другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не
имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено
несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку
Аристотель, - но дружить с ним можно, поскольку он человек.
Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и
собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах
(полисах).
84. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема
искусственного интеллекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102