Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что

оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая

вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее,

то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то

ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное

начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается

вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее

начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его

законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма

присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает

определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и

как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении

предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2)

знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность

должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный

силлогизм.

Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным

отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека

перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим

животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие

государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство.

Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины,

философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь

убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его

мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление

гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное

явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире (Македония). Его отец

Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В семье

Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к

естествознанию. В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает

Стагиру, перебирается в Афины и становится учеником Платона. В Академии

Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности.

Сначала на него заметно влияла философия Платона, в частности, учение об

идеях. Однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он

"самоопределился" и занял критическую позицию по отношению к философии

академиков. Несогласие с академической философией в основных вопросах

заставило его в конце концов уйти из Академии, оставить Афины. На некоторое

время он поселился в македонской Пелле, исполнял обязанности учителя

Александра, сына македонского царя Филиппа II. Затем много странствовал и

только через тридцать лет возвратился в Афины, основал здесь собственную

школу в афинском Ликее (Лицее). При школе был сад с крытыми галереями для

прогулок. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться

по этим галереям со своими слушателями. Поэтому школу стали называть

перипатетической (от греч. перипатео -прохаживаюсь), а ее учеников -

перипатетиками.

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал

все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Он написал более 150

научных трудов и трактатов. Его сочинения делятся на две группы:

"экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме

диалога и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзотерические"

(от греч. эзо - внутри), - продукт творческой активности Аристотеля в

период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников

внутри школы. Сочинения первой группы почти полностью утрачены, остались

лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились

сочинения второй группы: до нас дошло множество работ шкалы по философской

проблематике и некоторым разделам естествознания. Логические труды

Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы

исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике",

психологические - в сочинении "0 душе", социально-политические -в

"Политике" и т.д.

В своей "первой философии" ("Метафизике") Аристотель подверг критике

учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и

единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь",

оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в

любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в

единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и

постигается умом.

Для объяснения того, что существует, Аристотель признавал четыре

причины; сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова

она есть (ФОРМАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); материя и подлежащее (субстрат - от

позднелат. субстратум, букв. - подстилка) - то, из чего что-либо возникает

(МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА, начало движения; ЦЕЛЕВАЯ

ПРИЧИНА - то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее

некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность

стать чем-либо). Всю же активность он приписывал остальным трем причинам,

причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником

всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог

Аристотеля - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по

собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о форме есть

учение объективного идеализма.

Движение по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в

действительность. Он различал 4 рода движения: качественное, или изменение;

количественное - увеличение или уменьшение; перемещение - пространственное

движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство

"материи" и "формы", причем "форма" -присущий самому веществу "вид",

принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может

рассматриваться и как. "материя", и как "форма". Медь есть "материя" по

отношению к шару ("форме"), который из меди отливается. Но та же медь есть

"форма" по отношению к физическим элементам, соединением которых, согласно

Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким

образом, последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы"

к "материи".

В учении о познании и его видах Аристотель различал "диалектическое" и

"аподиктическое" (от греч. аподиктикос-доказательный, убедительный)

познание. Область первого -"мнение", получаемое из опыта, второго -

достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень

вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю,

последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания

созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном

определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции (от лат.

дедукцио - выведение; переход от общего к частному) и индукции (от лат.

индукцио - наведение; способ рассуждения от частных фактов, положений к

общим выводам): 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть

приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное,

должно быть доказано умозаключением особой логической формы -

категорическим силлогизмом (греч, силлогимос; логическое умозаключение, в

котором из двух данных суждений, посылок, получается третье - вывод).

Много внимания Аристотель уделял учению о природе человека и

государстве. Человека он понимал как "политическое животное", т.е.

гениально предугадывал социальное в человеке. Отличие человека от животного

Аристотель видел в его способности к интеллектуальной деятельности.

Социальность человека он связывал прежде всего с семьей, потому что

отстаивал "природное" происхождение и устройство государства: исторически

развитие общества, согласно его учению, идет от семьи к общине (селению), а

от него - к государству (городу, полису).

В "Политике" государство определяется как общение подобных друг другу

людей в целях возможно лучшего существования. Положение людей определяется

собственностью, мысль о которой доставляет человеку истинное наслаждение.

Гражданами общества могут быть только свободные (воины, судьи, правители),

а ремесленники, торговцы и т.д. - неполноправные граждане, ибо их жизнь не

способствует добродетели. Исследуя формы государственного устройства,

Аристотель пришел к выводу, что лучшей из правильных форм (монархия,

аристократия и "полития" - власть среднего класса) является "полития", ибо

она должна объединять добродедель, богатство, свободу, выражать интересы

богатых и бедных. Плохими формами государства Аристотель считал тиранию

(возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии)

и демократию (деформация политии).

Аристотель отвергает спекулятивное "идеальное государство" Платона.

Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного

накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти

личности и удержание рабов в повиновении. Согласно учению Аристотеля,

рабство существует "по природе", ибо одни люди предназначены повелевать, а

другие - подчиняться и следовать указаниям первых.

Здесь он использует мысль о противоположности души и тела. "Те люди,

которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от

животного... по своей природе - рабы; для них... лучший удел быть в

подчинении у деспотической власти" - такой, какой подчиняются тела и

животные. Рабы - это прежде всего варвары, отличные от господ как телом,

приспособленным к грубому физическому труду, так и "рабской" душою. Раб -

"одушевленный инструмент", часть имущества господина, отличающаяся от

другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не

имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено

несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку

Аристотель, - но дружить с ним можно, поскольку он человек.

Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и

собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах

(полисах).

84. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема

искусственного интеллекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.