Прогресс науки и техники породил философствование и их антигуманизм.
Неприязненное отношение к науке связано с тем, что научно-техническая
философия породила ряд злободневных социальных проблем.
Попытка более целостных, чем в классической философии, понимания
человека, его сознания и духа, привела к возникновению “философии жизни”,
отвергшее механистическое объяснение явлений и процессов. Начало новому
типу философствования “философия жизни” преодолевал точки зрения разума,
положил Шопенгауэр в труде “Мир как воля и представление”.
Иногда его философию жизни называют философией воли. Все, что
существует Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля имеет
универсально космический образ, а каждая сила в природе объединяется как
воля. Отсюда всякая телесность - это объективность воли.
Инстинкты и порывы животных - это тоже действие воли. Человек, как
таковой, суть, проявление воли, поэтому его природа иррациональна, ибо
разум по отношению к воле вторичен, воля безусловна, именно в ней лежат
истоки всего остального.
Вывод: Мир - это воля, его проявление - это ее манифестация, все
приковано к ней и тем самым воля субстанция, абсолют. Вследствие чего
идеалистический рационализм с его различными представлениями о разуме
уступил место воле, которая по сути своей является иррациональной.
В отличии от Шопенгауэра Ницше в своих работах “Происхождение трагедии
из духа музыки” так говорил Заратустра, Бергсон “Введение в метафизику”,
“Творческая эволюция” разработали теоретические основы философии жизни.
Ницше противопоставляет жизненное искусство символизированное образом
Диониса интеллектуальному искусству Аполлона, ведущему к разложению и
деградации жизни в теории.
Искусство Шопенгауэр и Ницше повторяет как проявление воли. Но в
отличии от Шопенгауэра Ницше волю толкует как “волю к власти” - это
центральная идея и центральное понятие философии Ницше. Жизнь по Ницше
представляет собой специфическую волю, аккумулирующие силы, она стремиться
к max чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и
к неживому миру. Т.о. Ницше антологизировал, т.е. внедрил в само бытие
иррациональную человеческую способность, т.е. волю. Такое внедрение Ницше
потребовалось:
для борьбы с бездуховностью и аморализмом современной ему жизни
для философского обоснования сверх человека как субъекта новой морали,
основанной на врожденном благородстве, аристократичности и врожденном
здоровье.
Человек должен быть ближе к природе и поэтому необходимо воспитать
сильных личностей, способных повести за собой людей. И смыслом каждого
человека должно быть - “Живи опасно”. Понятие жизнь у Ницше заменено
понятие бытие. Ибо в первом был вложен смысл движения и становления, во
втором статическое состояние. Ницше писал: “Нет бытия есть только
становление”. Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия
становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой. Жизнь у Ницше
это: с одной стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны
определенные отношения человека к основе бытия. Он утверждал, что каждый
человек чувствует, осознает и познает ее на основе переживания,
сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличии от Шопенгауэра Ницше
придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им
категория центр его концепции “воля к власти. Наиболее значимый критерий
любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все
то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.
Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к
власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя
деятельность рассуждениями. Именно это легло в основу отрицания Ницше
христианской морали, которая проповедуя любовь к ближнему подрывает волю к
власти. Воля к власти рассматривается им как основа права сильного. Это
превыше всех моральных, религиозных и их нормативных установок. Таким
правом должен воспользоваться человек во всех сферах своей жизни.
Аналогичным образом Ницше оценивает демократию, где масса составляет
оппозицию власти. Из права сильного воля к власти выведены все основания
морали Ницше. Он считал, что понятия добра и зла, которые существуют в
иудео-христианской морали, которая препятствует полному самовыражению
человека и он предлагал произвести переоценку ценностей и упразднить
результаты “восстания рабов” в морали и возродить мораль господ.
Субъект морали господ сверх человек, “белокурая бестия”. Наряду с
генетической характеристикой человека, как сверх человека и именно арийской
расы с определенным нордическим типом, Ницше проповедовал двойную мораль.
По отношению к ближнему забота и внимание; по отношению к дальнему, чужим -
необузданность зверя, в основе должен лежать инстинкт. Познание по Ницше
работает как орудие власти, поэтому истина:
- не должна простираться далее того, что нужно для осуществления воли;
- она должна быть направлена не на познание мира, а на овладение им;
- и цель познания может быть понята, как полезное заблуждение.
Ницше отрицал различие жизни и познания, теории и практики. В основе не
различности по его мнению лежат инстинкты “чистых теоретиков” и не более
того. Познание в таком случае слепая игра инстинктов и субъективных
желаний, и осуществление не воли к истине, а воли к власти.
Истину он призывал доказывать чувством повышенной власти и выгодой.
Если все предыдущие умозаключения Ницше можно оспаривать, то сводить истину
к чувству не правомерно. Ницше был против господства массового сознания
мелкой буржуазии, его сверх человек совершенен, с высокими
интеллектуальными качествами.
Заратустра - это своеобразный мост между “навозом” и сверх человеком.
Сверх людей он отождествляет с богами, они заняли в философии Ницше
место бога.
Бергсон - французский иррационалист, основную цель в философии видел в
“преодолении точки познания разума”.Он отвергал рациональные пути познания
жизни и стремился обосновать иной, интуитивный способ ее постижения.
Пре6дпосылка его философии как и всей “философии жизни” отождествление ее с
переживаниями. Наиболее достоверным и неоспоримым фактом он считал наше
существование, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, эмоций,
желаний, т.е. в изменении нашей психики.
Его философия жизни - это жизнь переживаний. Этот поток переживаний
образуют по нему подлинную реальность и поэтому составляет предмет
философии. В отличии от традиционного иррационализма, который превращает
сознание в самостоятельную сущность и выделяет в нем рациональное,
познавательные моменты, иррационализм Бергсона строится на той стороне
познания, которая никоем образом не связана с познавательной деятельностью.
Сознание в таком случае не соединяет человека с миром, а оставляет его в
кругу представлений субъективного содержания, имеющего лишь психологическое
значение. Это состояние индивидуального сознания Бергсон считает
сущностным содержанием бытия. Постоянно изменяющееся оно выносится за
пределы индивидуального сознания, проецируется во вне, в результате чего
приобретает вселенское значение. Изменчивость не свойство сознания, ни
черта бытия и действительности, а сама действительность как таковая.
Бергсон делает вывод: изменчивость субстанция вещей, это поток
сознания, но именно он является первоосновой действительности. Две
способности сознания соответствующие двум возможным отношения к внешнему
миру (созерцательному - пассивному, активному - действенному). Интуитивное
т.о. он связывает с созерцательной стороной, а интеллект с действенной
стороной. Две способности сознания обеспечивают две стороны изменчивости:
1). Материальную - где существует механическое передвижение твердых
тел, они образуют материю, где господствует механический детерминизм и где
невозможно быть новому.
2). Духовная - это духовная жизнь, где идет непрерывный процесс
возникновения нового в сознании.
Т.о. материальное есть предмет позиции интеллекта, понятия - тени тел,
знаки, символы, но не образцы.
Логика - это совокупность правил, которым нужно следовать при работе с
символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается
интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то
у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно
способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть
врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.
Не нуждающийся в понятиях интуитивного знания и есть по Бергсону -
знание философское или метафизическое, при этом интуиция должна быть
незаинтересованной, во вторых не напряжена по отношению к воле и
противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге Бергсон
определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил неким
комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть
сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь
и действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем
2-х ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и
инстинкт у животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии
Бергсона стала откровением. Творческая интеллигенция представила в форме
потока сознания не только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое.
И это поток сознания выражается хаотической сменой переживаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102