- люблю, тсофия - мудрость). Слово "философ" впервые употребил
древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской
культуре - Платон.
Первоначально понятие "философия", по сути дела, означало совокупность
теоретических знаний, приобретенных человечеством. Но по мере того, как
накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного
исследования, формы теоретического освоения действительности
дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и
функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания -
математики, физики, биологии, химии и др. - философия утратила функцию быть
единственной формой теоретического знания. Однако в новых условиях более
четко обнаружилась специфика философии как формы универсального
теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ
НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.
Целостность понимания мира дает мировоззренческую опору конкретным
научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и
решать свои проблемы. Итак, УНИВЕРСАЛИЗМ - первый характерный признак
философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории
культуры философия претендовала на выработку универсального знания или
универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое
отражение в таких образных определениях философии, как "мать наук", "наука
наук", "царица наук".
Второй важной особенностью философского способа освоения
действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстанция, т.е.
сущность, лежащая в основе). Субстанция - это предельное основание,
позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их
свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно
существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов
объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не
генетически, а через единое устойчивое начало.
Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств
выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в
особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма,
включал в себя сомнение.
Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления
является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие
мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие
задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же, необходимо предполагает
ответ на вопрос: что означает "быть"? Для жизненно-практического
миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие
как должное: "Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем". Начать
же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой
разумеющимся, - значит усомниться в нравственности и достаточности
"житейского подхода" к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в
общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже первые
древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем
рассматривали проблему различения того, что общепринято (мнение), и того,
что имелось на самом деле (знание).
Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько
прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили
свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые
выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала
своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в
разные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами.
Отметим следующие из них:
1. КОСМОЦЕНТРИЗМ - отличительная черта наиболее древней
(досократовской) философии. За видимым бесконечным многообразием
тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.)
стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония
космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что
гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их
нравственность.
2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на
Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос - Бог). Это отвечало
тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия.
Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы $ феодально-
сословном обществе были подчинены своему господину. 3. Иное
мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).
Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
(гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека.
Философия системе культуры. Функции Философии.
КУЛЬТУРА (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития
общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных
ценностях.
Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она
многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию
общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем
обширнее поле культуры является в ней предметом мировоззренческого
осмысления.
С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма
сознания. К моменту ее возникновения человечество прошло большой путь,
накопило различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт.
Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного
сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,
культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный
ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Каковы же ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общественно-исторической
жизни людей?
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям
целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом
мире, делает каждого человека сознательным участником общественного
прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального
плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -
это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и
формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о
мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности,
а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие
связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную
критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает
устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых
идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая
всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым
создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,
выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области
знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет,
интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет
каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в
контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает
ему возможность более глубоко познать ее.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни
человеческого общества.
14. Исторический процесс: проблемы развития цивилизации.
Общественные отношения - это способ существования, развития и
самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком
общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки
зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного
многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в
истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически
вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны.
История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения
всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений.
Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично.
Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека:
социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная.
Эти три сферы формируют три типа социальности:
1. отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и
общества, человек становится частью общества через принуждение социальных
структур;
2. отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение
индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной
формы связи - денег;
3. отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и
общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.
Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи,
функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса
возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние,
так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что
социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102