Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






- люблю, тсофия - мудрость). Слово "философ" впервые употребил

древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской

культуре - Платон.

Первоначально понятие "философия", по сути дела, означало совокупность

теоретических знаний, приобретенных человечеством. Но по мере того, как

накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного

исследования, формы теоретического освоения действительности

дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и

функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания -

математики, физики, биологии, химии и др. - философия утратила функцию быть

единственной формой теоретического знания. Однако в новых условиях более

четко обнаружилась специфика философии как формы универсального

теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ

НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.

Целостность понимания мира дает мировоззренческую опору конкретным

научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и

решать свои проблемы. Итак, УНИВЕРСАЛИЗМ - первый характерный признак

философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории

культуры философия претендовала на выработку универсального знания или

универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое

отражение в таких образных определениях философии, как "мать наук", "наука

наук", "царица наук".

Второй важной особенностью философского способа освоения

действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстанция, т.е.

сущность, лежащая в основе). Субстанция - это предельное основание,

позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их

свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно

существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов

объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не

генетически, а через единое устойчивое начало.

Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств

выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в

особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма,

включал в себя сомнение.

Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления

является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие

мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие

задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же, необходимо предполагает

ответ на вопрос: что означает "быть"? Для жизненно-практического

миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие

как должное: "Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем". Начать

же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой

разумеющимся, - значит усомниться в нравственности и достаточности

"житейского подхода" к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в

общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже первые

древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем

рассматривали проблему различения того, что общепринято (мнение), и того,

что имелось на самом деле (знание).

Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько

прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили

свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые

выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала

своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в

разные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами.

Отметим следующие из них:

1. КОСМОЦЕНТРИЗМ - отличительная черта наиболее древней

(досократовской) философии. За видимым бесконечным многообразием

тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.)

стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония

космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что

гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их

нравственность.

2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на

Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос - Бог). Это отвечало

тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия.

Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы $ феодально-

сословном обществе были подчинены своему господину. 3. Иное

мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).

Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

(гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека.

Философия системе культуры. Функции Философии.

КУЛЬТУРА (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование,

развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития

общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и

деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных

ценностях.

Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она

многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию

общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем

обширнее поле культуры является в ней предметом мировоззренческого

осмысления.

С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма

сознания. К моменту ее возникновения человечество прошло большой путь,

накопило различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт.

Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного

сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,

культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный

ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Каковы же ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общественно-исторической

жизни людей?

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям

целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом

мире, делает каждого человека сознательным участником общественного

прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального

плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -

это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и

формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о

мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности,

а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие

связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную

критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает

устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых

идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая

всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым

создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,

выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области

знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет,

интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет

каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в

контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает

ему возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни

человеческого общества.

14. Исторический процесс: проблемы развития цивилизации.

Общественные отношения - это способ существования, развития и

самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком

общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки

зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного

многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в

истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически

вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны.

История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения

всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений.

Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично.

Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека:

социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная.

Эти три сферы формируют три типа социальности:

1. отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и

общества, человек становится частью общества через принуждение социальных

структур;

2. отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение

индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной

формы связи - денег;

3. отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и

общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.

Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи,

функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса

возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние,

так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что

социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.