Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






(этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение

проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно

поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем),

например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо

конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе

которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те

или иные концептуальные идеи, в т.ч. и гипотезы.

ГИПОТЕЗА - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на

основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в

доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный

характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых

гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются,

уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка

дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон,

и теория Ч. Дарвина, и т.д. Решающей проверкой истинности гипотезы является

практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль).

Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин,

становится научной теорией.

ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное

отображение закономерных и существенных связей определенной области

действительности. Примерами этой формы знания являются классическая

механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности

Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда

люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение,

веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических

идей.

Методология научного познания.

МЕТОД (от греч. методос) в самом широком смысле слова - "путь к чему-

либо", способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в

познавательной. Понятие "методология" имеет два основных значения:

1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той

или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки

исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного

исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы

реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью

методологическое к рациональному. "Все сущее не делится на разум без

остатка", так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.

Итак, МЕТОД (в той или иной своей форме) - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ

ПРАВИЛ, СПОСОБОВ, НОРМ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. Он есть система предписаний,

принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной

задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он

дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и

время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода -

регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем

самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого

метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории,

которая "сжимается в метод". В свою очередь, метод расширяется в систему,

т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его

материализации в практике.

Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного

и объективного, при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод

прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он

одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов,

правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой

он вырастает.

В современной науке все методы научного познания ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ И

СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ делят на пять основных групп:

I. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, среди которых наиболее древними являются

диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический,

интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

В решении очень сложного вопроса О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ в

научном познании сложились две крайние модели:

Во-первых, УМОЗРИТЕЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД (натурфилософия, историософия

и т.п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся

непосредственно из философских принципов, минуя анализ специального -

фактического и концептуального - материала данной науки (Шеллинг, Гегель).

Во-вторых, ПОЗИТИВИЗМ, согласно которому "наука сама себе философия".

В первой модели роль философии в частно-научном познании

абсолютизируется, во второй - принижается или даже вовсе отвергается. И

хотя обе крайности дали определенные позитивные результаты, однако

указанная проблема не была решена.

История философии показывает, что ВОЗДЕЙСТВИЕ ГНОСЕОЛОГИИ НА ПРОЦЕСС

РАЗВИТИЯ НАУКИ и ее результаты ярко проявляется в следующих основных

моментах:

1. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его

стадиях, но в наивысшей мере - при построении теорий, особенно

фундаментальных. Подобное чаще всего наблюдается в периоды "крутых ломок"

понятий и принципов, характерных для научных революций. Очевидно, указанное

влияние может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от того,

какой философией - "хорошей" или "плохой" - руководствуется ученый. "Дурная

философия, - говорил В. Гейзенберг, - исподволь губит хорошую физику".

2. На развитие научного познания философия существенно влияет своей

умозрительно-прогнозирующей функций: в ее недрах вырабатываются идеи,

научная значимость которых подтверждается через века (например, идеи

атомизма античности). Кроме того, принципы философии при переходе от

умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную функцию. Из

множества умозрительных конструкций ученый выбирает те, которые согласуются

с его собственными философскими представлениями.

3. Философские принципы на процесс научного исследования всегда

воздействуют не прямо и непосредственно, а сложным, опосредованным путем -

через методы, формы и концепции других методологических уровней. Причем,

реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем

их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие.

4. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе

исследования в явном виде. Они могут учитываться и применяться либо

стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего

значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.п.), которые и

делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским

компонентом.

5. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих

регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности

методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не

должна быть жесткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому "кроят и

перекраивают факты", а лишь очень гибким и динамичным общим руководством

для исследования.

6. Философия разрабатывает определенные универсальные модели реальности,

сквозь призму которых ученый смотрит на предмет исследования, выбирает

всеобщие познавательные средства -категории, принципы, понятия и т.п.,

определенные мировоззренческие и ценностные установки, смысложизненные

ориентиры (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих

закономерностей самого познавательного процесса и т.п.

7. Философско-методологические принципы выполняют функцию

вспомогательного, производного от практики, критерия истины, о чем уже шла

речь.

II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Они широко развиваются и

применяются в науке XX.в. и представляют собой своеобразную промежуточную

методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими

положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие

понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос - одинаковый и

морфо - форма), структура, функция, система, элемент и т.д.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие

методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное

взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его

методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и

структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование.

формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу

своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход

философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. совокупность способов, принципов

познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной

отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это

методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

IV. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. системы приемов, применяемых в той или

иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке

наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой

комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.