Рефераты. Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)






Разного рода социальные утопии, которыми полна история Запада, явилась

своеобразным следствием мировоззренческого устремления к подлинному бытию.

Такая переделка земного бытия исторически реализовывалась ДВУМЯ ПУТЯМИ:

ПЕРВЫЙ БЫЛ ОРИЕНТИРОВАН НА ПРАКТИЧЕСКОЕ, ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗЕМНОЙ МИР, на внешне-вещное: обряды в религии,

государственное устройство, способ экономической жизни и т.д. Это - путь

бунтов и революций, предполагавший слом неподлинного бытия и строительство

на его "обломках" подлинного мира - мира всеобщего равенства, свободы и

братства.

ВТОРОЙ ПУТЬ - ПУТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЕЕ ВНЕШНЕГО, А СВОЕГО ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА. Люди, ставшие на этот путь, стремятся

переделать не государственное устройство, не экономическую жизнь общества,

а самих себя. Этот путь отработан в христианстве святыми, монахами, описан

в Житиях святых, представлен в деяниях Сергия Радонежского, Оптинских

старцев и др. Кстати, многие русские мыслители в канун революции 1917 г.

призывали интеллигенцию и народ пойти по второму пути борьбы с

неподлинностью бытия.

В НОВОЕ ВРЕМЯ проблема бытия претерпела глубокие изменения. В чем и как

это проявилось?

Прежде всего это проявилось в ОТКАЗЕ ОТ МЕТАФИЗИКИ. Термин "метафизика"

(дословно: "то, что идет после физики") введен в философию одним из

комментаторов Аристотеля - Андроником Родосским - для названия той части

его учения, содержание которой не относилось к познанию природы, выходило

за рамки естественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим понятием

обозначали и в античности, и в средневековье те разделы философии, которые

исследовали предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и

человека. Методы метафизического познания не включали в себя чувственный

опыт и предметно-практические действия и проверки. Они ограничивались

рассуждениями в пространстве чистой мысли.

Отказавшись от метафизики, философы Нового времени отвергли и идею

бытия как абсолютного и предельного основания мироздания. На Западе

постепенно утверждается точка зрения, согласно которой нам непосредственно

дано только содержание нашего сознания, мышления. Возникает, если можно так

сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытием оказалось сознание.

Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. Человек в статусе

субъекта познания превратился в центральную фигуру картин мироздания и

мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом, который многие философы XX в.

называли "роковым".

Отказ от проблемы бытия, от метафизики - не просто взгляд, которого

начали придерживаться те или иные мыслители, в той или иной стране. Это

историческое свершение, выразившееся прежде всего в изменении

мировоззрения.

Выделяют ряд основных компонентов МИРОВОЗЗРЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

1. ТЕРЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ ПОДЛИННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕГО-ТО,

ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ОСНОВАНИЕМ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Отсюда замкнутость в

субъективном, упование только на себя. Деятельность, не ориентированная

более на высшее Благо, Истину и Красоту, превращается либо во внешне-

полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с

материальным бытием), либо во внешне-развлекательную (искусственное

заполнение свободного времени пустыми забавами, превращение искусства в

способ развлечения, а не духовного развития).

2. ЧЕЛОВЕК, ЕГО СОЗНАНИЕ, ЕГО СПОСОБНОСТИ. ЕГО ЖИЗНЬ СТАЛИ

ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК ЕДИНСТВЕННОЕ НЕСОМНЕННОЕ И ПОДЛИННОЕ БЫТИЕ. Такую

мировоззренческую установку воспроизводил в своей философии основатель

рационалистической культуры Запада Декарт. Кант говорил о бытии, зависимом

от познания. Экзистенциализм прямо заявляет, что человек и только он один

есть подлинное и предельное бытие. Марксизм отождествляет бытие с природой,

утверждая, что бытие "вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы,

где прекращается наше поле зрения" (Энгельс). Бытие есть только то, что

может быть ограничено научным, рациональным знанием и практикой. Оно есть

объективный мир (природа и общество), данный человеку в его предметно-

практической деятельности.

3. Ослабление идеи существования величественного объективного бытия

Абсолюта, Бога и т.д. СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПЕРЕОЦЕНКОЙ ВРЕМЕНИ: НИКТО УЖЕ НЕ

ДУМАЕТ О ВЕЧНОСТИ. Время человеческого существования выпадает из вечности,

спрессовывается в настоящем "здесь" и "сейчас". Связь с традицией

практически прерывается и формируется цивилизация, которую русский

религиозный философ Н. Ф. Федоров называл "цивилизацией молодых". Она

характеризуется забвением долга перед отцами, предками, возвеличиванием

поколения молодых, сынов, которые в своей гордыне пренебрегают опытом

прошлого, надеясь только на свои силы и формируя свои ценности. Возникает

принципиальное непонимание между старым и новым поколениями: рвется связь

времен. Человек живет только суетной жаждой устроить жизнь "здесь" и

"сейчас", насытиться ею перед смертью, за которой - пустота и тлен.

4. Уверовав в силу своего разума, ЛЮДИ УВЕРОВАЛИ В СВОИ СПОСОБНОСТИ

ИЗМЕНЯТЬ МИР, опираясь при этом на законы мироздания, открытые разумом.

Формируется убеждение в том, что предназначение человека состоит в

переделывании неподлинного мира. Так, в известном 11-ом тезисе о Фейербахе

Маркс писал, что философы раньше лишь различным образом объясняли мир,

тогда как депо заключается в том, чтобы изменить его. Но что же можно

изменять? То, что же создано Богом, т.е. не вечно, рукотворно. На мир

перестали смотреть как на Божественный порядок: все превратилось в поле

конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же, сотворенное не

человеком, а чем-то или кем-то, что превышает его силы, изменить

невозможно: его можно только объяснить.

Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общество)

способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству

социальной жизни людей, а затем и природы. Социальные утопии, учения

анархистов, теории научного социализма - все они исходили из предположения

о возможности переконструирования общества и природы с помощью разума и

предметно-деятельностных сил человека.

5. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ, ЗАДАВ СВОЕОБРАЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ. ПРИВЕЛ К ГОСПОДСТВУ МАТЕРИАЛИЗМА, НО НЕ ПРОСТО В

ТЕОРИИ, А ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ЖИЗНИ. Материальные потребности стали ведущими,

доминирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая

и осознанная борьба классов, в основе которой лежал материальный интерес.

Активизировалась человеческая деятельность, ориентированная на пользу и

экономический успех. Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования

стали материальные потребности.

Таким образом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ СТРОИЛОСЬ НА УВЕРЕННОСТИ

ЧЕЛОВЕКА В СВОЕЙ АВТОНОМИИ, на убеждении, что он сам, самостоятельно

формирует свою духовность и ее высшую форму - сознание. В условиях отказа

от традиционного понимания бытия как высшей и запредельной реальности

человеку оказались ненужными трансцендентные акты, т.е. умение выходить за

пределы чувственного опыта.

Трансцендентность - это вечный бой с инстинктами, попытка возвыситься

над собой, перестроить свое существование по типу должного. Некоторые

философы считают, что в наше время на планете имеются целые народы с

угасшей трансцендентностью, среди которых называют и американский

континент. Главная тема политических дискуссий в Америке - вопросы,

связанные с экономикой: прибыль, распределение бюджета, налоги и т.д.

Совершенно не обсуждаются проблемы, выходящие за пределы материально-

экономических отношений и устройства социального комфорта.

ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДОВ НА МАТЕРИЮ

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает

окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов,

свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и

планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие

мира не поддается счету. Нужно было совершить величайший научный подвиг,

чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые

мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех

превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они

назвали первоматерией. Одни философы считали, что все вещи состоят из

жидкой материи (воды), другие — из огненной материи, третьи — из воды,

огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего

многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений

природы и общества. На этой основе возникли первые теории о происхождении

Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества. В дальнейшем

представление о материи углубляется и одновременно утрачивает чувственно-

конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в V в. до н.э. возникла

идея об атомном строении материи. В XVII—XVIII вв. она становится

господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных,

неделимых частиц — атомов, совершающих механическое движение в пустоте.

Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику

понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы

динамики. Атомистическая гипотеза стала основой молекулярно-кинетической

теории теплоты. В химии атомистические представления привели к открытию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.