предшествующей философии природы (физис) страницу знаний. Платон делает
вывод: Нельзя объяснить до конца чувственное, воспринимаемое посредством
чувственного и закона физиса. И он предложил два уровня бытия:
1) видимый физический (феноменальный)
2) невидимый метафеноменальный или метафизический
Он подчеркнул, что только метафизический уровень обладает достоинством
истинности и реальности. А видимый, физический – это слепок
метафизического мира, мира идей, красоты и т.д. Мир идей – это и есть
субстанция, реальность бытия, которая определяет все сущие и доступно лишь
наиболее возвышенной части души, носителями которой являются философы.
От Платона исходит деление мира на мир идей и мир теней.
Мир теней – это имитация идей и поэтому метафизика занимает центральное
место в философии личности.
В дальнейшем проблемы метафизики рассматривал Фома Аквинский. Он
утверждал, что метафизика – это одна из частей философии, которая хотя и
говорит о божественном, но не рассматривается в качестве высшего знания и
последним, так как божественное милосердие проявило спасительную
предусмотрительность предписав на веру то, что способен исследовать
рассудок, остальное может привести к познанию бога с ошибкой, т.е. на
первом месте у Аквинского стоит вера, а не разум и в с связи с этим он
считал, что изучать метафизику нужно в последнюю очередь.
Представляя греховную и не греховную жизнь в двух градах земном и
божьем Августин в граде божьем поместил все лучшие: вечность, любовь,
добро, красоту. Т.о. метафизические ориентиры привели Августина к выделению
3 уровней зла: метафизического, морального и физического
Фома Аквинский, обосновывая бога как само бытие человека, его сущность
и сущностное в 3 лицах доказал, что метафизика – это бесконечное
разнообразие созданных вещей и предметов Богом.
На метафизику обратил внимание Декарт. Метафизические учения о
субстанциях, каковыми являются бог, мышление и материя, с соответствующими
характеристиками и различиями, с другой стороны как учение о качествах
человеческого познания, основополагающим среди которых является принцип
сомнения во всем, кроме души и сознания.
Вслед за Декартом метафизикой занимался Кант. Он заявил, что нет больше
метафизики, философия сама себя разрушила. Этот вывод он сделал в связи с
тем, что в этот период появился целый ряд наук, которым философия выделила
тот или иной раздел своего знания и поэтому Кант отдал философии область
теории познания, где не оказалось места учению о боге, мире и душе. К этому
времени возникли науки теология, естествознание, психология. Его ученик
Виндельбандт не согласился с такой характеристикой философии и отверг,
чтобы философию называли наукоученией. «Философия есть учение о знание, но
она не метафизика вещей, а метафизика знания».
Дальнейшее определение сущности метафизики принадлежит Гегелю. Он
вернулся к платоновскому пониманию метафизики и характеризовал ее как
учение о субстанции как реальность и действительность, какими являются
субъект мысль, идея, дух. Но в отличии от Платона Гегель субстанцию
понимает не как застывшую сущность, а как деятельность, процесс,
самодвижение. Дух – это единство множества, создающее себя, т.е. дух – это
процесс, формирующий нечто определенное, а значит и отрицательное по
формуле «тезис – антитезис – синтез».
Движение уха есть также движение самосознания, которое включает три
момента:
1) бытие в себе
2) инобытие, бытие для другого
3) возвратное бытие, себя и для себя
В связи с этим в философию Гегель включает логику, философию природы,
философию духа. Причем логика – это представление бога как он есть в вечной
сущности до сотворения природы и конечного духа.
Природа – есть инобытие духа, самобытие идеи, отказ идеи от себя, ее
бессилие.
Т.о. метафизическая идея Платона о реальном мире идей и мире теней
нашла отражение в философии Гегеля.
В русской ф. проблемами метафизики занимались славянофилы: Федоров,
Соловьев, Флоренский, Бердяев, Булгаков.
Так идеи Платона и Гегеля об устойчивости совершенства и красоты духа и
идей нашли отражение в русской философии.
В современной философии понятие метафизики часто употребляется
тождественно понятию философия.
Хайдеггер пишет: Философия есть философствование. Метафизика – это
философствование, которое пытается ответить на вопросы, что есть люди и
человек
Другая точка зрения – Метафизика – это фундаментальное событие в
человеческом бытие, ее основное понятие суть понятия, которые дает
представление нечто общего универсального.
Бердяев: « Метафизика – это философия»
23. Методы научного познания и их классификация.
Основными принципами научного познания являются объективность подхода к
анализу, объективность истины, практическая ценность, воспроизводство
знаний и доказательность.
Критериями истинности являются:
- Внутренняя системность знания и его непротиворечивость
- Опытная проверяемость
- Восприимчивость
- Открытость для критики
- Научная строгость
СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и
научного познания моделировался по естественно-математическим методам
познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем
наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес
к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном
познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует
иметь ввиду два его аспекта:
1) любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что
представляет собой общественный продукт и детерминировано культурно-
историческими причинами;
2) один из видов научного познания, который имеет своим предметом
социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его
отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.
При исследовании недопустимо как сведение социальных явлений к природным
(попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания),
так и противопоставление природного и социального, вплоть до полного их
разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание отождествляется с
естественно-научным и механически, некритически сводится (редукция) к нему.
Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма
и др. Во втором случае налицо противопоставление естествознания и наук о
культуре, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук
("гуманитаристика").
Оба типа наук - ветви науки как целого, характеризующиеся единством и
различием. Каждая из них, при тесной взаимосвязи, имеет свои особенности.
Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем:
1. Его предмет - "мир человека", а не просто вещь как таковая. А это
значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен
человек как "автор и исполнитель своей собственной драмы", он же и ее
исследователь. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными вещами и их
свойствами, а с отношениями людей. Тут тесно переплетается материальное и
идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п.
Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реализуются определенные
цели и т.д.
Поскольку общество - деятельность людей, постольку социальное познание
исследует ее многообразные формы, а не природу. Обнаружение законов этой
деятельности есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе,
законов и принципов самого познания, мышления.
2. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными
(оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого
и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.)
ценностями. Они определяют человечески весомое и культурное значение
определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические,
мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности,
принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты
входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на
содержании получаемых при этом знаний.
3. Характерной чертой социального познания является его преимущественная
ориентация на "качественную окраску событий". Здесь явления исследуются
главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес
количественных методов в гуманитарных науках намного меньше, чем в науках
естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более
широким. При этом главное внимание уделяется анализу единичного,
индивидуального, но на обнове общего, закономерного.
4. В социальном познании нельзя пользоваться ни микроскопом, ни
химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием.
Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика
роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой
постижения объекта является монолог (ибо природа "молчит"), то в
гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.).
Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в
процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов"
другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств,
мыслей и стремлений, Понимание как приобщение к смыслам человеческой
деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102