возникла философия, что свидетельствовало о переходе от мифологического
мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в
интеллектуальном поиске. Несмотря на разные подходы к миропониманию,
имеются общие предпосылки возникновения и развития философии.
В Индии по сравнению с другими странами философская мысль развивалась
более самостоятельно.
Китайские философские учения развивались тоже самостоятельно, но на них
оказал существенное влияние буддизм, который в Китае имел свои местные
традиции (конфуфианство).
Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все философские
системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных
учений, и во-вторых, как учение критикующее религию.
Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась
ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий.
Веды традиционно делились на определенные группы текстов:
1. древнейшая часть - 4 группы
1.Ригведа (гимны)
2.Яджур-веда (жертвенные формы)
3.Само-веда (напевы)
4.Атхарвоведа (заклинания)
2.Брахманы – ???руководство ведичного ритуала (толкование их сокровенного
смысла)
3.Аранъяки – тексты спекулятивного характера, преимущественно для
отшельников
4.Упанидшаны (сидение около) трактаты религиозно-философского характера
Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:
ортодоксальные – брахманские, которые сформулированы на тексте вед Ниманса
и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и шраманские –
Санкъя, Йога и Вайшешика.
неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм, Буддизм).
Существовали параллельно. Приоритет отдавался то одному, то другому.
Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную, которой
много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах считался
закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом
поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и
последующего существования человека. Закон воздаяния предполагает
постоянное включение всего живого в кругооборот перерождений, где каждое
предыдущее детерминирует последующее, в зависимости от того, как человек
желает определить будущее. Бога, как личности не существуют, не существует
человека ограниченного пространством и временем. Т.О. ведичная литература
пытается божественно предопределить идеи естественного, космического и
нравственного миропорядка. Веданта убеждена в высшем авторитете только Вед,
содержание которых рассматривается как откровение или источник истинных
знаний. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог
признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман –
безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне
которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени,
ни пространства, ни причинно-следственных отношений.
Учения
Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды, первый
текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет –
сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и
является абсолютной. В отличие от веданты, в учении нимансы верили в
истинность всех форм познания и выступали против тезиса об иллюзорном
восприятии единичных предметов и их свойств.
Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое перечисление
элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего
многообразия мира объектов. Капилла (7 век д.н.э.) - признанный авторитет
вед, но считал бытие Бога недоказуемым и строит знания на основе
независимого опыта и размышления.
Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах. Основатель
Патан Джайли (2 век д.н.э.), разделяют аналогич. санкхъя, но требует
поклонения Брахману-Богу, понимаемому как абсолютный дух, вечный,
всепроницающий, всезнающий, не подверженный ни страданиям и несчастьям,
правящий миром. Главное содержание – разработка космического пути через
тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа
от деятельности чувств, духа, ума, тела.
Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам
религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами
чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.
Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более позднее
развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона кармы.
Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает существование
только мира и единственной реальностью считает материю, которая состоит из
4 элементов: земли, воды, огня, воздуха. ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ - ФУНКЦИИ ЭТИХ
ЭЛЕМЕНТОВ. Одновременно чарвака подчеркивает выдвинутый еще локаятой
принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой вещи. Особенностью чарваки
является сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака видит
в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением.
Согласно ее учению, реальны только страдания и наслаждение чувственного
бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений,
налагаемых религиозными правилами, чарвака утверждает в качестве
единственной цели человеческого бытия - получение наслаждения. Причем то,
что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать
стремление к его достижению. Последовательный гедонизм делает эту школу
уникальным явлением в истории индийской мысли.
ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,
основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание
основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная
редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению
вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ,
КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает
сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет,
воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами
(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют
весь существующий мир.
Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой
первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -
санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.
Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.
Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают
в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный
мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно
воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и
управляется всеобщим моральным законом (дхарма).
Ньяя – правило, рассуждение. Основатель Готано (Гаутамо). В центре методы
правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод,
сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках
достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,
гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и
разрушающем.
Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:
материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,
дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что
духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек
верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.
Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может
быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,
освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,
среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется
умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически
понимаемой проблеме значения.
14.Древнекитайская философия
Становление древнекитайской философии, как и философии Древней Индии
связана с разрушением традиционных общинных отношений, а также с ростом
научных знаний и в первую очередь астрономии, математики, медицины. Первыми
философами (бродячими мудрецами) были аскетически настроенные люди, которые
боролись против Чжаньго (борющихся царств) и "золотого века" Китая.
Бродячие мудрецы создавали произведения – трактаты, которые в последствии
явились источниками философских форм. Если в Индии философские школы
формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его
ортодоксией. В Индии существование мелких философских школ не привело к
официальному признанию авторитета одной из них. В Китае авторитет был отдан
конфуцианству. Во 2 веке до нашей эры оно добилось статуса государственной
идеологии страны и сохранилось до Нового Времени. Наиболее влиятельными и
соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм.
Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:
1. принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество",
воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и
находятся в динамическом равновесии.
2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той
реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к
сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических,
социальных, политических систем, и во всех философских учениях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61