Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






между творцом и творением, которое придает общность Богу, миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через

концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным воплощением которого

выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала - божественное и

человеческое. Его образ служит не только идеалом для каждого индивида, но и

высшей целью развития всего человечества.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское

обращение, т.е. принятие христианского вероуче

ния. Природный человек, не просветленный божественной истиной,

противостоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку

всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного

совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего

одухотворения. Это приобщение составляет содержание соловьевской

историософии.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через

концепцию ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ. Оно представляет собой неразрывную взаимосвязь

трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предусматривает ВЕРУ

В СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО НАЧАЛА - БОГА. Цельное знание, по Соловьеву,

невозможно получить только эмпирическими и рациональными средствами.

Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное

- особенности самого мышления. Однако истина или сущее не даны человеку ни

в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное

созерцание, интуицию. Так Соловьев в своей концепции попытался совместить

принцип автономии разума, на котором основан рационализм, с принципом

богооткровенности христианского вероучения, являющимся базой богословия.

Другими словами: русский мыслитель пришел к выводу о необходимости единства

науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называл

"свободной теософией", позволяло рассматривать мир как завершенную систему,

обусловленную всеединством или Богом.

Учение Соловьева о всеединстве было поддержано Карсавиным, Франком,

Флоренским и Булгаковым. Карсавин формировался под влиянием Н. Кузанского

и Д.Бруно. Его философия исходит из первоначала, которое претендует на

абсолютное значение, т.е философия становится на путь веры. Ученые

прониклись духом пантеизма, что характерно для всех философов занимающихся

идеей всеединства. Исходным пунктом Карсавин считал идею связи человека с

божеством. Человек есть космос, его тайна заключается в тайне космоса.

Карсавин строил систему, в которой человек и космос смыкаются в единстве,

единяясь в вечном, представляют собой абсолют.

Франк строил систему, исходя из познания, выраженного, с одной

стороны, в сущности и понятий, с другой в интуиции. Интуицию считал

первичной основой знания. Утверждал, что на свете нет ничего и не мыслимо

ничто, что могло бы быть само по себе без всякой связи с чем-либо иным.

Утверждал, характеризуя всеединство, что Бог не мыслим без отношения ко

всему в чем он находится и присутствует постоянно. Всеединство нельзя

осмыслить, оно дается и доступно только в интуиции. Франк выделял 2

стороны: закрытую (недоступную) и открытую. Всеединство проникая во все

сущее, становится конкретным определенным, единым.

Флоренский, преклоняясь перед цельностью жизни, находил искомую в ней

одушевленную природу и стремился разобраться как энергия одной вещи втекает

в другие и каждый живет во всех и все в каждом. Мир – текущее бытие, за

которым прозревает иная действительность, путь к абсолюту идет через

сомнение. Как и Соловьев пользуется понятием "софия", но толкует "софию"

как божественное преобразование, мистическая основа космоса, которая

руководит миром, через смыкание с абсолютом.

Булгаков основы философского построения лежат в космологии. Стремился

познать не только реальный мир, но и сокровенную жизнь, которая дается в

гармонии абсолюта и космоса. Реальность предстает прежде всего творческое

всеединство. Единица мира – душа, овладев природой, превращается в

органическую силу. Идею всеединства он соединяет с соборной природой

человеческого сознания. Соборность – живое единство софийности мира,

человек центр познания и природы. Булгаков - это философ богослов. Особое

место в его философии занимает историософия - это учение о Софии и

богочеловечестве, христианском понимании мира и его истории как

воссоединении с богом.

Булгаков движущим мотивом познания считает оправдание мира, утверждение

ценностей и осмысленности его бытия. Мир он представляет во всей его

материально-телесной полноте. Он признает материю, но в соответствии с

христианским учением пытается:

раскрыть связь мира и бога

развить собственное учение о мире, дать трактовку материи и телесности.

Однако мысль его развивалась от экономических проблем к философскому

учению о хозяйстве. В его труде “Философия хозяйства” сформулировано общее

учение о материи и о мире, дана богословская система, укореняющая мир в

боге, которая соответствует христианскому откровению и догматизму.

Учение о мире начинается с творения из ничего, чистого небытия и не

существования.

Чистое ничто - всецелая противоположность бытию, передается она

понятием “УКОНА” - это радикальное отрицание бытия.

Творное бытие - это особый род ничто (чреваты бытием, превращением в

нечто).

Философская концепция материи как бытие - это погружение в водоворот

возникновения, переходов и превращений. Творное бытие - множественно и

многолико.

В своем антагонистическом существе творное бытие есть “МЕОН” - бытие не

бытие.

Рождающая материя выступает как великая матерь земля. Земля и мать

ключевые определения материи, выражающие ее зачинающую и родящую плотскую

силу.

Бытие мира - это процесс прямо продолжающий источный творческий акт

бога, т.е. непрестанно длящееся творение. Связь мира и бога, Софии и

софистности представлена в богословской системе, в которую включены

экономическая и научно-техническая деятельность человека.

Т.о. философия всеединства – оригинальное направление русской

философии. В философских воззрениях представленных авторов не удался

синтез науки и религии в целом. Это философское направление представляет

собой могучее движение человеческого духа.

33.Экзистенциальная диалектика Бердяева Н.А.

Школа Соловьева была продолжена Бердяевым, в его работах “Философия

неравенства”, “Философия свободы”, “Мировоззрение Достоевского, “Смысл

творчества - опыт оправдания человека”. Бердяев развивал теорию

персонализма, приближенную к экзистенциализму. Он возглавил в русском

богоискательстве персонализм.

По мнению Зеньковского - это самая крупная фигура русского ренессанса

после Соловьева.

Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-

либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно

больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр

своей философии Бердяев ставит человека. Но он рассматривает личность не

как естественную категорию, а как спиритуалистическую, она ни часть какого-

либо целого, напротив, целое - часть личности. Т.о. он выходил на проблему,

что космос – часть человеческой личности. Выход на такие категории был

обусловлен тем, что свобода человеческого творчества была частью творчества

религиозной эпохи. Творчество как религия у Бердяева - цель, искание смысла

за пределами мировой данности. Поэтому и личность не субстанция, а

творческий акт, который не изменен в процессе изменения. Бессознательное,

что есть в личности представляет собой космическое явление. Творчество

создает особый мир, оно продолжает дело творение, уподобляя человека богу-

творцу. В связи с этим задача философии состоит в том, чтобы осознать

первичность духа, как творческой реальности. Человек - это дитя бога и дитя

меона (несотворенная свобода). Человек, по мнению Бердяева, должен обладать

абсолютной свободой, поэтому он отделил свободу от Бога и человека. И таким

путем антологизировал зло.

В истории Бердяев выделил конечную цель - эсхатологию. Это позволило

ему провозгласить примат свободы над бытием, примат личности над

историческим временем. Бердяев в своем философском осмыслении идеи нации

пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во

времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

В основе историософии России по мнению Бердяева лежит не достоверный

факт, а интуитивный тезис о саморазорванности (противоречивости) русской

души. В таком случае русский народ, утверждает Бердяев, совмещение

противоположностей, которые имеют двойственную основу. Часть из них

заимствована и перенесена, другая – порождена национальной жизнью, как

например, изначально язычество, православие, аскетическая монархия,

церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.

Бердяев выделил три свободы:

первичную - не согласуется с Богом и не создается им. Это безосновная

основа бытия.

иррациональную (произвольную). Суть ее заключается в подчинении

моральному закону и ведет она к обязательной добродетели, а стало быть это

свобода рабства (основа рабства). Мораль – категория государственная.

Ценностные установки – это нравственность. К такому выводу Бердяев пришел в

связи с тем, что он мало добра обнаружил в добродетелях, и выход из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.