Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






выделяться сущности на основе разума, вот тогда-то начинает формироваться

настоящая философия.

Идеальные конструкции и идеальные отношения всегда связаны с верой, что и

предполагает ограничение разума и допущение элементов идеального. Данный

вывод позволяет признать философией любое философское воззрение,

мировоззрение, миропонимание и согласиться с творчеством мыслителя.

В философии существуют 2 понятия: Исток и Источник

Исток – исходное начало, первоисток философии в целом, каковыми являются

все формы дофилософского познания

Источник – это начало отдельного философского направления, школы или

концепции.

Источник как правило представляет собой предмет источниковедения как

вспомогательной науки о методах изучения и использует различные философские

и другие материалы.

Важное место в философии занимает связь с предшествовавшими философскими

концепциями, которые формировались в той или иной философской школе. Любая

философская школа имеет свою уникальную идею, которая защищается от

опровержений со стороны других философских школ.

3. Объект и предмет философии

Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный

категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на

объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют

объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект в латинском означает

предмет и поэтому объект философии – природу и предмет философии –

феноменальную деятельность человека они отождествляли.

Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый

предмет в пространстве и во времени.

Гоббс: Предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности,

которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с

другими телами.

С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя».

Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект

философии определяется сознанием (Фихте).

Бердяев доказал, что философия исследует не объект реальности, а мучается

смыслом личной судьбы и жизни людей. Объект – это то, что интригует жизнь

людей, то есть судьба субъекта, в которой трепещет вся Вселенная. Т.е.,

творческое сознание личности, когда все осмысливается на уровне Вселенной.

Герцен подчеркивает, что непроницаемый предмет, т.е. то, что может быть

как материальным, так и идеальным.

Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая

существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом

человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной

реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает

осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в

процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе

человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)

Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то,

обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими

вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:

1) материальными – вещи, явления,

2) идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама

человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными,

рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку

или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и

создается субъектом в зависимости от объекта.

Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он

является следствием объекта.

Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и

предмет материален.

Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только

могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному

классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы

философии человека, общества и мира.

Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:

1) мира - философская антология и космология,

2) человека – философская антропология, персонализм и экзистенциализм,

3) общества – социальная философия.

Выделяют два уровня

- внутренний – микрокосмос,

- внешний – макрокосмос.

Один уровень без второго не дает цельное представление о личности. Но в

связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она

свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все

подчинено единству всего сущего (Гуссерль),

2) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью

определенных связей (Шлегель),

3) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть

ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),

4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное

учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом

или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания

человека на земле (Бердяев),

5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую

свободу личности, где человек рассматривает себя как частица

объективной воли, которую он познает как свою собственную, т.е.

через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель),

6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).

Любая философия все равно характеризует духовное основание

мировоззрения личности.

Шопенгауэр призывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно

считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны

составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.

Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней

взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство,

целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где

первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.

Но самым древним предметом философии является:

1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности,

души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и

предназначения существования,

2) выявление социальной сущности человека, т.е. непосредственная

зависимость его общественных структур привела к тому, что

предметом философии стали проблемы общества.

Обществен-ые отн-я как исторически сложившиеся формы совмест-ой деятел-

ности людей.

Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны

выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека.

И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а

в связи с этим и философия истории.

Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в

качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это

использовали философские школы натуралистического и натурфилософского

направления, объединяемые общим направлением философия природы.

Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся

проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования,

религиозно-нравственные вопросы.

К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка.

К сопутствующим – проблемы натурфилософии.

Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая

недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает,

что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта

проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений:

материализма и идеализма.

Различия между этими двумя направлениями стираются при более углубленном

понимании того и другого.

Основных вопросов философии столько, сколько в ней проблем.

Камю: Решить стоит ли жить или нет, значит решить основной вопрос

философии.

Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое

явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных

условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов

философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем,

составляющих предмет философии.

4.Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни.

Вопрос о соотношении философии и науки является дискуссионным.

Исторически между философией и наукой, в любом ее виде существовала

тесная связь.

1.Научное познание явилось одним из истоков философии и средств победы

логоса над мифом.

2.Философия была длительное время колыбелью научного знания.

3.Вплоть до нового времени наука развивалась в рамках философии, что дало

основание ей называться Царицей наук.

Но, начиная с 17 века, после дифференциации научного знания, связь

философии и науки была разорвана. Кроме того, эта связь даже укрепилась в

некоторых философских учениях в метафизику знания.

В результате этого философия приобрела такие сущностные черты науки как:

1.объективность понятий;

2.логическая последовательность и цельность;

3.самоопределение через систему рациональных категорий;

4.веру в безграничность мира и бесконечность знаний;

5.отсутствие тайны, чуда, авторитета.

Все это послужило основанием считать философию универсальной, всеобщей или

синтезирующей науку о мире и человеке.

Но внутренним устремлением философии было любомудрие. Это ставило ее в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.