Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в

данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так

и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие

буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями

Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и

техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки

жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение

общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва

классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности

общественного развития. В философии и социологии понятия “П.” и “Р.”

находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития

капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его

рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со

второй половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории:

позитивистский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный

(основоположник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонники — Дж.

Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история

должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без

проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и

р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П.

и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую

историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или

цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно

Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей

(интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур.

Поэтому ГГ. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в

направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с т.

зр. Тойнби, должна осуществиться на основе капиталистической культуры

Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять

явления истории субъективными факторами, напр. особенностями тех или иных

“исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-

ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только

в неантагоннстическом, коммунистическом об-ве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (фр. — подвижный) — социологическое понятие,

означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. В

буржуазной социологии (Стратификация социальная) М. с. — это перемещение

людей из одного слоя об-ва в др., изменение социального положения.

Различают “горизонтальную социальную мобильность” (т. е. переход людей из

одной социальной группы в др., расположенную на том же социальном уровне) и

“вертикальную социальную мобильность” (т. е. перемещение лица в др.

социальный слой или класс). Изменчивость, мобильность социальной структуры

действительно имеет место. Но буржуазные социологи извращают ее характер,

утверждая, что в капиталистическом об-ве она осуществляется в направлении

смягчения классовых противоречий, установления социальной однородности. По

утверждениям буржуазных социологов, “вертикальная социальная мобильность”

дает возможность человеку из “низов” продвинуться вверх по социальной

лестнице, попасть в ряды “высшего класса”, стать миллионером. Теория

“социальной мобильности” —один из вариантов реформистской концепции

“классового сотрудничества”. На деле в буржуазном об-ве “путь наверх”, т.

е. изменения в социальном положении отдельных лиц и семей, является

исключением и не меняет положения всего класса в системе производства. Гл.

направление М. с. в буржуазном об-ве — не “вверх”, а “вниз”, оно отражает

разорение мелкой буржуазии города и деревни, ведет не к смягчению, а к

обострению классовых противоречий капитализма. Иную природу имеет

социальная подвижность в 'условиях социализма. Она связана с постепенной

ликвидацией существенных различий между умственным и физическим трудом,

городом и деревней и представляет закономерную тенденцию развития

социальной структуры в направлении формирования будущей социальной

однородности коммунистического общества.

63.Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки их преодоления.

Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сохраняющаяся

УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА.

Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов

подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не

ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько

процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может

растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и

бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных

боеголовок.

К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к

производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других

государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных

политических авантюристов и даже криминальных элементов.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения

ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза

слепой технологической случайности - "чернобыльского варианта". Кстати,

причина катастрофы на Припяти до сих пор не установлена. Есть немало

версий, но они - еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история,

когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не

дает. Это особенно тревожит, если учесть, что на планете сейчас

насчитывается более 430 действующих атомных электростанций, их количество

увеличивается. Восстановила свою АЭС Армения. 15 новых атомных станций

намерен ввести в эксплуатацию Китай.

ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА.

Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью

разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов,

самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит "коллапс" - резкое и

стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие,

скоротечную гибель населения планеты.

Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в

атмосфере, нарастании "парникового эффекта", расползании озоновых дыр,

безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд.

200 млн. землян испытывают острую нехватку питьевой воды. Интенсивное

сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут

естественно восстановиться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов

животных и растений. По прогнозам Станислава Лема в XXI в. практически

вымрут все дикие животные. Когда же может наступить такой "коллапс"?

Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не

в сроках: все сведущие люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что

без принятия мер глобального масштаба он неотвратим.

Среди этих мер называют, в частности, ограничение прироста

народонаселения. Сегодня он составляет до 83 млн. человек в год. Причем,

появляются на белый свет вначале не "рабочие руки", а "рты". Поэтому

неконтролируемый рост населения, особенно в "развивающихся" странах,

подрывает ресурсную базу, стремительно принижает нас к максимально

допустимым нагрузкам на природную среду. Из других мер особого внимания

заслуживает необходимость решения проблемы загрязнения жизненной среды

ксенобиотиками (веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное

загрязнение нарастает. В зону опасности попала сфера нашего

общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство,

Антарктида. Вывод один: надо говорить с Природой на понятном ей языке.

ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ОПАСНОСТЬ, НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ТЕЛЕСНОСТЬЮ.

И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов,

генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения

человечества как вида, деформации его телесных основ. В частности, не

исключена возможность ломки основного генетического кода в результате

непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая

отягощенность человеческих популяций. Под воздействием ксенобиотиков и

многочисленных социальных и личных стрессов повсеместно фиксируется резкое

ослабление иммунного аппарата человека.

Уже есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово "СПИД" все

чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество,

есть первая в истории глобальная пандемия (повальная эпидемия), сеющая

смерть не в одной стране, а по всему миру. Ряд исследователей полагает, что

это не просто болезнь, а некий этап в биологическом существовании рода

людей. Он связан с их необузданным массовым вторжением в природные основы

собственного бытия. СПИД сегодня - уже не медицинская, а подлинно

общечеловеческая проблема.

Налицо в ряде регионов признаки физического вырождения, неудержимое,

подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - КРИЗИС

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные

и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-

нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные

запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.