Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






восхождением человека к Богу. История, рассматриваясь, как спасительная,

исполнительная и назидательная жизнь, при таком подходе имеет

горизонтальное и вертикальное отношения. Горизонтальное – борьба за жизнь,

за власть. Вертикальное – это влияние бога на исторический процесс;

христианское учение по своей природе – провиденциально, т.е. развивается не

само по себе, а согласно промыслу божьему. Философия истории

провиденционализма определяет судьбу и положение людей. На долю людей

приходится либо содействовать этому Богу, либо противодействовать ему. Он

связан с эсхатологией - учением о конце мира. Мир – это процесс,

предопределяемый Богом, но зависящий от царства эсхатома - это есть цель

существования человечества.

Проблемы взаимодействия разума и веры в средневековой философии. Мистика и

схоластика – два способа средневекового философствования.

Философия средневековья задается проблемой духовных потребностей, это

вызвано потребностями души к богоуподоблению – это есть ничто иное, как

полный переход к подчинению богу. Вера - универсальное измерение

человеческого сознания, это субъективность и духовность, в которых,

проявляется отношение к миру; вера имеет глубокое эмоционально-волевое

состояние и является первичной по отношению к дискурсивному мышлению.

Согласно этой теории разум познает мир при помощи мистического слияния с

божеством. Учение о проникновении божества является мистицизмом. Это берет

начало у Августина Аврелия: «Весь мир проникнут разумом, содержащим светлую

природу. Однако, ни что сотворенное богом не содержит в себе света, все

светит отражающим светом. Истина видима и реально существует, если идет

через бога. Бог – это солнце, которое невидимо, а все остальное делает

видимым. Свет – это истинное откровение». Т.о., в мистицизме –

божественное озарение – это осознание истинности в своей очевидности, душа

созерцает не только умопознавать действительность, но и сам свет, источник

света в его бестелесной сущности. В этот период происходит полное слияние

человека с миром.

Огромным влиянием пользовалась схоластика. Философский язык звучит

как школьная философия, которая предназначена для широкого обучения людей

христианству. Схоластика сформировалась тогда, когда догматы церкви стали и

политическими аксиомами. Схоластика является наследницей христицизма,

апологетики и трудов гностицизма. В схоластике отражена цель бытия.

Вершиной схоластики является авторитаризм. Спор между мистикой и

схоластикой осуществляется не только на уровне теологии, но и на уровне

философии. Первым из философов, который попытался допустить свободомыслия в

применении схоластики и мистики, был Пьер Абеляр. В след за ним эту

методологию использовали Жуль Бер Пуританский и Сильгер Прованский. Они

признавали существование сверхъестественного порядка и подчинение

сверхприродному Богу. Вместе с тем они отстаивали права человеческого

разума и доказывали максимальную рациональность и нецелесообразность

догматизма.

Противоречия в христианстве были обнаружены в форме двух истин или

двойственной истины, где заложено соотношение веры и разума, религии,

теологии и философии. Главный их смысл закл. в утверждении независимости

науки философии от вероисповедческих догм теологии. Существовали различные

варианты теории двух истин. Один из них разработан Шарторской школой. Эти

ученые сводили мир к различию существующего и сущего, предмета и методов

теологии, науки и философии. Теологии они отдали области сверхъестественной

науки, а философии – область знания. Т.о. истина для вне естественного –

вера, истина для науки и философии – разум и опыт. Сильгер Прованский

выступил за полную онтологию философского знания. Перед священнослужителями

была поставлена задача отработать все условия, не уронив авторитет ни

теологии, ни философии. За эту задачу взялся Ф. Аквинский. Учение Ф.

Аквинского выставляет в качестве официального учения – католицизм. Он

обосновал что разум и вера направлены к познанию одной истины – Бога, но

делают это разными путями: разум опирается на философию, вера – на

теологию, т.о. открывается гармония, т.к. бог изучается двумя путями –

естественным и сверхъестественным – через открытия. Наука и философия

приходят к мысли через Бога. Теология помогает принять человеку

кардинальные решения. Знание – это совокупность очевидных истин, а вера –

недоказуемых. Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить,

поэтому мы имеем достаточное знание, которое объясняется с помощью логики и

рассуждения, но эта истина относительна, а с точки зрения христианства –

ложна. Средневековая философия, сохраняя приверженность христианства,

прошла долгий путь развития и сохранилась до сих пор, как в католицизме,

так и в христианстве.

22.Антропоцентризм и гуманизм, как специфические черты эпохи Возрождения.

Философское и космологическое учение Кузанского и Дж. Бруно.

Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических черт,

которые отражают особенности появления и формирования нового типа личности,

обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом. Здесь были

гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте, Ботичели и

это далеко не полный перечень имен.

Термин Возрождения понимается в двух смыслах:

Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания мира.

Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в безграничные

возможности человека

Возрождение как преодоление установившегося взгляда на мир, где было

провозглашено творчество Бога

Возрождение – самоценность и неповторимость человека

Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а

уважительно отнеслась к наработкам ученых предшествующих поколений, т.е.

было сохранено уважительное отношение к творческому потенциалу ученых

прошлого.

С социально-экономической точки зрения осуществляется переход от

феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение

личности от феодальной, сословной зависимости.

Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с

расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения и заменой

частнопредпринимательского труда мануфактурным.

Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и способствовало

формированию наций, буржуазных государств и образованию государственных

монополий.

Основными чертами Философии эпохи Возрождения являются:

Человек воспринимался, как высшая ценность, обладающая божественным

свойством разума.

Человек утверждался не только в практической деятельности, но и в

искусстве.

Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны со свободой и

гуманизмом.

Стремление к творческой новизне обеспечивает компромисс между

антропоцентризмом и гелиоцентризмом и между идеологией жизнеутверждения и

чувством трагичности жизни.

Утверждается пантеистическое понимание мира.

Крупнейшим мыслителем эпохи возрождения является Н. Кузанский, (занимал

пост кардинала римской католической церкви) составил географическую карту,

предложил реформу Юлианского календаря. Высказал мысль о решении задачи о

квадратуре круга и о бесконечности вселенной на основе диалектики максимума

и минимума. На взгляды Н.Кузанского большое влияние оказал Сократ,

который утверждал: «Знает по настоящему тот, кто понимает свое незнание». В

учении о бытии Н. Кузанский отрицал характерный для Платона дуализм бытия

и небытия единого и бесконечного. Единому ничего не противоположно, оно

тождественно.

Бесконечность то, больше чего ничего не может быть, это максимум.

Абсолютный максимум единственен. Это высший предел, ему ничего не

противостоит. С ним совпадает минимум, таким образом, максимум находится во

всем и раз он абсолютен, то он воздействует на все окружающее, поэтому

максимум представляет собой непоколебимую веру и его почитают как Бога.

Н.Кузанский в отличие от христианства считает Бога надприродным существом.

Бог - свернутый мир, вселенная развернутый мир. Бог заключается во всем и

является развитием всего. Бог не является абстракцией, извлеченной из вещи

посредством разума. Таким образом, по Н. Кузанскому нельзя соединять идею

Бога с вещами, но мы должны помнить о том, что все сотворено Богом. Бог во

всех вещах и как все они в нем, поэтому он существует и во вселенной и в

вещах и в человеке.

Иисус Христос, по мнению Н. Кузанского, существует соединенный с

человечностью и в человеке он пребывает максимально. Но коль он равен

всякому бытию, как в Божьем сыне, так он пребывает в лице троицы и все

существует в нем как в слове.

Н. Кузанский пытается таким образом растворить Бога в вещах и вещи в Боге.

Этот пантеизм как бы завершает философский взгляд на мир, где явно

просматривается антропоморфизм в видении Бога.

Для доказательства бесконечности бытия Кузанский использовал математическую

аргументацию. Именно в ней он видел совпадение минимума и максимума.

Человека, по Кузанскому, следует представлять через единство света, души и

инаковость телесной тьмы. В человеке явно видны три области: низшая,

средняя и высшая. Каждая из них делится тоже на три, то есть в человеке

существует 9 3-х порядков.

Познание осуществляется на трех уровнях:

Ума. Субстанциональная форма. Он одушевляет тело, наделяя его жизнью, давая

возможность ощущать.

Рассудочное. Здесь сосредоточено все то, что близко к ощущению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.