Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и

повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле.

Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех",

люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он

поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его

реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.

25.Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой

классической философии.

Становление немецкой классической философии было своеобразным ответом

на ряд проблем, возникших в науке и философии в 17 и 1-ой половине 18 века,

с которыми не смогли справиться представители рационализма и эмпиризма.

Во-первых, это обоснование объективности научного знания, и прежде

всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем

конструирование идеального объекта.

Во-вторых, отказ от традиционной метафизики, который произошел в 18

веке и разрушил основу единства всей системы знания.

В-третьих, исторический подход приобретал статус антологии субъекта в

дополнение к господствующей антологии бытия.

В-четвертых, исторический метод способствовал углубленному познанию

изменений и развитие мира на основе противоположностей и противоречий,

оформившихся в строгую систему диалектики.

В-пятых, существенное продвижение материализма в 18 веке все больше

доказывает нетождественность реальности механистической формы материи.

Т.о. немецкая классическая философия являлась продуктом творчества:

Канта, Гегеля, Шеленга, Фейербаха. Немецкая классическая философия явилась

итогом развития философии нового времени, которая разделила ум и веру,

рационализм и эмпиризм, но она не удовлетворяла существующим отношениям.

26.Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к

практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания.

Родоначальником немецкого идеализма являлся Кант, который считал, что

предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе

вещей, природы, мира, человека, а исследование с одной стороны,

познавательной деятельности личности, с другой - установление законов

познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал трансцендентальной

в отличие от рационализма 17 века. Кроме того, он употребил в своей

философии термины "критика", "критика чистого разума", "критика

практического разума", которые представили критический период его

творческой деятельности, и сущность его "критической философии".

В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу

происхождения и структуры солнечной системы. Предпосылкой критической

философии стало его учение о вещах в себе и явлениях, существующих

независимо от нашего сознания.

Цель этой философии - критически осмыслить предшествующую философию и

противопоставить ей критический подход при оценке возможностей и

способностей человека.

Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который

определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает

субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о

всеобщности субъекта. Кроме того, он выделяет в субъекте 2 уровня:

- эмпирический (опытный),

- трансцендентальный (по ту сторону опыта).

К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности

человека.

К трансцендентальному - надиндивидуальное в человеке, как

представителе рода человека

Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных

проблемах:

* как возможна математика,

* физика (естествознание),

* метафизика

В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а

метафизику он отрицает в качестве научного познания.

Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со

всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой

трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и

свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы

подхода к действительности, которые из нее выводятся. Пространство и время

субъективные формы чувственности человека.

Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок – опыт, в

основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности

осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление,

оперирующее понятиями и категориями.

Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка

конструируют предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем

познать то, что сами создали. Понятия и категории, которыми оперируют люди,

носят независимый от индивидуального сознания всеобщий характер, поэтому

знания основанные на них объективны.

Объединяет все категории и понятия в целостность акт самознания

субъекта: "Я мыслю". Это и есть по Канту трансцендентальное единство

(объединение восприятий за пределами опыта).

Концепция Канта: вещи существуют сами по себе, действуют на органы

чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами

чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность.

Восприятия, полученные на основе форм мышления носят всеобщий и необходимый

характер.

Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются

субъекту. Явление их можно знать, а вот сущность, взаимоотношение их вне

сознания - знать нельзя. Поэтому для человека вещи сами по себе не познаны

и не раскрыты: "Вещи в себе". Кант делает вывод на этом основании: формам

чувственности и рассудка человека доступен только мир опыта, все остальное

доступно только разуму, который руководит рассудком, ставит ему цель.

Рассудок оперирует идеями - о это представление о цели, к которой

стремиться познание и задачи, которые оно ставит.

Разбуженный разум, рассудок выходит за пределы опыта. Идеям разума не

может соответствовать реальный предмет, ибо есть антиномии разума

(противоречивое, взаимоисключающее положение). Антиномии имеют место там,

где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение

не о мире опыта, а о мире вещей самих по себе. Поэтому мир вещей для

чувственности, и он закрыт для теоретического разума.

Человек по Канту - житель двух миров чувственного воспринимаемого и

умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому он относит мир природы, к

умопостигаемому - свободу, независимость, все то, что определяет причины

чувственно воспринимаемого.

В сфере свободы действует не теоретический и практический разум,

который определяет поступки человека. Движущая сила не мышление (разум), а

воля. Воля автономна, определяется не природной необходимостью или

божественной волей, а индивидуальным законом личности. Поэтому Кант законы

практического разума относит к нравственным законам, которые по существу

представляют собой знания умопостигаемого мира. Это определенные требования

к человеку, как ему вести себя в этом мире. Из этого он вывел

категорический императив: относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы

они поступали с тобой. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. С ее помощью

он разделил бытие на мир природы и мир человека, которые развиваются по

своим законам и которые противоречат друг другу.

Субъект может познать мир, но он не может установить связи между

явлениями на сущностном уровне, т.к. вещи существуют сами по себе.

В теории познания Кант большое место отводит диалектике. Он

утверждает, что противоречие - необходимый момент познания. Но диалектика

для него лишь гносеологический принцип. В тоже время она субъективна, т.к.

не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной

деятельности. Диалектика имеет субъективный момент, все зависит от

человека.

В целом философия Канта свободна от компромисса. Он стремиться с

помощью мыслительной деятельности человека примерить науку и религию. Таким

способом он пытался ограничить область знания и оставить место для

трансцендентального субъекта. Сделав это он разделил в своей философии

понятие трансцендентального субъекта и понятия в целом.

27.Принцип историзма и диалектика в немецкой классической философии. Учение

Гегеля о "разумной действительности"

Гегель поставил задачу преодоления точки зрения индивидуального

сознания, для которого только и существует противоположность объекта и

субъекта. Снять эту противоположность по Гегелю можно путем поступательного

развития сознания. При котором индивидуальное сознание проходит весь тот

путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей истории.

Таким путем Гегель сосредоточил внимание на тождестве субъекта и объекта,

мышления и бытия, на основе обоснования тождества индивидуального и

абсолютного "Я".

Индивидуальное сознание двигаясь к отождествлению с абсолютным "Я"

преодолевает противоположности субъекта и объекта и приближается к

общечеловеческому сознанию к духовному миру всего человечества.

Феноменология духа - это одновременный процесс, где есть развитие

всемирной культуры, накопление опыта человечества и освоение этого опыта

конкретным индивидом в ходе своей социализации. Он подчеркивает, что каждый

человек способен посмотреть на мир с позиции мировой истории и мирового

духа. Движение сознания - это поступательное восхождение, где все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.