Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






противником, автором и исполнителем репрессий, аналогов которым история

вообще не знает. Коммунистическая идеология на этом фоне стала самой

разнузданной демагогией, идеологическим средством манипуляции массами,

средством их обмана.

Но, пожалуй, самый главный порок модели социализма XX в. -ее коренное

неприятие человека, его интересов. Она ориентировалась на интересы классов,

но, строго говоря, речь шла не о них. Разговоры о классовом интересе лишь

прикрывали интересы самой тоталитарной системы.

Все это привело к тому, что реальная история социализма в XX в. стала

историей парадоксов и противоречий: передовая идеология и цинизм

политической практики, военная мощь и нищета народа, геополитические

амбиции и внутренняя пустота, разговоры о человеке и его реальное бесправие

и т.д. Все это накапливалось, обострялось и завершилось закономерным

крахом.

Следует отметить, что при всех отступлениях, "откатах", которые были

прежде в истории и которые сопровождали историческое становление новых

общественных форм, развала такого масштаба, такой интенсивности, такого

тотального отрицания определенных форм жизни история еще не знала.

Причины развала социализма:

во-первых, это отказ от сути самой идеи социализма - безусловный

приоритет человека в обществе во всех измерениях его бытия. Как раз

человек, его интерес оказались самым мелким и несущественным фактором в

этом социализме;

во-вторых, реальный социализм XX в. заимствовал самые низменные черты

прошлых обществ: эксплуатацию людей, политическое изуверство, лицемерие,

демагогию и обман, обеспечение комфортной жизни для избранной политической

элиты и т.д. и т.п. Короче говоря, все те пороки, которые свойственны

рабству, феодализму и капитализму в его начальных и диких формах,

возродились в истории социалистических стран.

Именно в силу названных причин социализм XX в. не выдержал испытания

исторической реальностью и развалился под гнетом собственных неустранимых

противоречий.

Сегодня представляется, что ставить вопрос просто об альтернативе

"капитализм-социализм" недостаточно, поскольку эти понятия уже не вполне

адекватны тем реалиям, которые они обычно обозначают. Поэтому и

противопоставление их в качестве основной движущей силы XX в. в данном

случае не годится. Здесь нужен иной категориально-понятийный строй

мышления.

По мнению современных философов, основное течение истории XX в.

определяет развитие цивилизации, той цивилизации, приоритетом для которой

является человек, которая включает в себя высокий уровень его труда,

созидания, развитие его потребностей и их удовлетворение, социальную

гармонию, полноту политических прав, гарантию от экологических, атомных

катастроф и, пожалуй, самое главное - свободу человека в ее экстенсивном и

интенсивном проявлении.

В XX в. развитие капиталистического мира было более полным и

адекватным выражению общечеловеческого содержания мировой цивилизации. Что

же касается драматической судьбы мирового социализма, то он в своей

реальной практике отошел от ценностей цивилизации, а потому и потерпел

историческое поражение. Лишь сейчас народы бывших социалистических стран с

трудом ищут дорогу к этим ценностям.

61. Социальные общности: понятие, формы, структура. Проблемы этносов и

этнической дифференциации. Роль и значение интеллигенции в обществе.

Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают

конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-

историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно

обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита,

маргиналы и т.д. В любой из общности есть базовый признак, который создает

условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей

являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические

чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских

устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем,

что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются

каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией,

ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-

сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах

определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от

другой.

Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не

расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые

общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую

функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три

основные их черты:

взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);

членство (высокая степень сплочения);

единство (наличие признаков, присущих всем).

Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался

Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности,

освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые

общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы

представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них

осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.

Вторичные групповые общности характеризуются незначительными

эмоциональными отношениями, создаются для достижения конкретной цели. В

них индивидуальное не имеет значение, определяющим является умение

выполнять определенные функции. Вторичные социальные общности создаются для

достижения конкретных целей организации. Иногда, социальные философы, как и

социологи, кроме малых (первичных и вторичных) групп, выделяют в социальных

общностях: формальные (все регламентировано) и неформальные группы;

неорганизованные и частично организованные (публика в театре, маргиналы)

группы. Маргиналы - это группа людей, поставленных обществом на грань двух

миров, когда доминирующая группа их не принимает, а группа по происхождению

их отторгла. Помимо названных социальных групп, выделяют еще скрытые

социальные группы. Они оказывают непосредственное или косвенное влияние на

главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита

- группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными

качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В

изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его

концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает

динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что

элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает,

начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам

относятся бизнесмены, вкладчики. Чередование экономических и политических

циклов связано с изменением в духовном производстве (интеллектуальном,

художественном, религиозном). Здесь существуют группы давления, которые

действуют в интересах определенных слоев (клика, мафия). При всем

многообразии этих групп, они имеют общие черты:

– в них детерминирует материально-производственый фактор;

– приоритет субъективно-сознательного в их складывании, развитии и

функционировании;

– связь объективного и субъективного, материального и духовного в

личности;

– субъективный образ жизнедеятельности и субъективное отношение к

другим общностям.

Социальные институты регламентируют и контролируют связь внутри и

между социальными группами. Содержание социальных институтов, их набор,

система социальных регуляторов определяют общественный строй. Таким

образом, развитие общества идет через развитие социальных институтов,

возникают новые, совершенствуются старые. Идет переориентация или

институализация социальных связей. Главное для чего создаются и существуют

социальные общности - это потребность в солидарности и взаимодействии

(ситуативно обусловленная общность).

Не менее значительное место в социальной структуре занимает этнос, как

естественное социально-биологическое явление - это особый исторически

возникающий вид социальной группировки людей, представленный племенем,

народностью, нацией. Сегодня на Земле насчитывается 2500 этносов. Среди

ученых, занимающихся проблемами этноса, ведущее место принадлежит Бромлею и

Гумилеву. Гумилев разработал своеобразную концепцию и определил этнос как

биолого-географическую общность, которая возникла в результате действий

особых людей - пассионариев, происхождение которых обусловлено действием

космических лучей. Ряд ученых за основу происхождения этноса берут идею

пришельцев из космоса. Марксизм исходит из того, что в основе этноса лежит

материально-производственный фактор, который реализуется в форме

материально-технического механизма приведшего к созданию наций. Основными

чертами нации являются:

Объективные черты: территория, которая включает среду хозяйствования,

быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением государства и

государственной территории.

Субъективные черты: общий язык, общность психологического склада,

самосознание нации, особенности трудовой деятельности.

Нация существует когда:

– объединяются глубинно-сущностный и эмпирическо-этнический уровни;

– когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера осознанности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.