Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






(структуры) и содержания (функции). Структура более содержательное понятие,

овеществляющее систему. Таким образом, понятия, используемые в системном

научном познании, имеют прямое отношение к традиционным категориям

диалектики и, прежде всего, к категориям части и целого. Логика системного

мышления во многом соответствует тоже диалектике части и целого. По

выражению Платона как "…единораздельное, одновременное существование". В

этом сущность системы, отношение временного следования.

Основной вид системных отношений - это связь соответствия, т.е. ни

один элемент не может измениться, не повлияв на изменение системы. Связь

соответствия иначе называют коррелятивная связь - это согласованное

действие элементов, как необходимое условие существования системы и

гармонии. Следствия этого явления:

координация и субординация;

функциональная зависимость.

В любой системе в прямой зависимости находятся принципы системности и

развития. Любые системные связи мы рассматриваем в абстракции

функционирования, т.е. в движении во времени. Проходя состояние изменения,

система меняет качество, но остается идентичной самой себе. Изменение

системы влечет за собой изменение ее структуры и наоборот, но в ней всегда

присутствует информация о ее прошлом динамическом состоянии. Становление

структуры во времени - это сущностная характеристика процесса развития,

которая может быть периодической, циклической, но всегда обеспечивает

ритмичность, которая выражает наличие стабильности в динамическом.

В социальной философии существует два основных подхода к социальному

развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонс - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает

в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют людей.

С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные

люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не

существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное

слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода

является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей

и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив,

общество не только существует, но и является более полноценным и высоким,

чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и

ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики,

"моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как

ноги и руки человека являются частями его тела..

Современная философия рассматривает человеческое общество как

совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и

элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому

общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

От других природных систем, в том числе физических и биологических,

общество отличается своей особой сложностью.

При всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в

социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более

абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой

деятельности, тем не менее не сводится к ней. Совместная деятельность людей

составляет содержание социальной философии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и

преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном

социальном действии.

Основные типы общественной деятельности: материальная, духовная,

регулятивная, или управленческая, деятельность обслуживания.

Признавая большую роль материального производства, современная

социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие

от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все

многообразие человеческой деятельности.

Важнейшую роль играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого

формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти

ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах,

картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная

сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, т.е. деятельность различного рода

администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области

- поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без нее

общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и

духовного производства.

Деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста,

работников сферы обслуживания. Сфера обслуживания - одна из самых

динамичных в современном обществе.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО: самодеятельность,

самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

42.Бытие: жизненные корни, судьба в 20 веке.

Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная

материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,

волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного

бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.

Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться

к вечному бытию.

Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из

небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням

философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический

смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения

духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).

Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и

существование в нем отдельных вещей.

Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,

универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.

Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.

Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.

Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие

автоматически предполагает наличествование небытия.

Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве

многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие

неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие

неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,

борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие

соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более

хрупко.

Бытие существует в следующих формах:

Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам

второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является

первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления

второй природы социально-экономические, связанные с пространством и

временем человеческого существования.

Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет

собой вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам

биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает

духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с

животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди

способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип

бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,

индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что

составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,

переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.

Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,

впечатлений, переживаний.

Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием

собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с

другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между

быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает

религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие

более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,

такой феномен, как любовь.

В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для

философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев

(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».

Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не

относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в

той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя

из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.