(структуры) и содержания (функции). Структура более содержательное понятие,
овеществляющее систему. Таким образом, понятия, используемые в системном
научном познании, имеют прямое отношение к традиционным категориям
диалектики и, прежде всего, к категориям части и целого. Логика системного
мышления во многом соответствует тоже диалектике части и целого. По
выражению Платона как "…единораздельное, одновременное существование". В
этом сущность системы, отношение временного следования.
Основной вид системных отношений - это связь соответствия, т.е. ни
один элемент не может измениться, не повлияв на изменение системы. Связь
соответствия иначе называют коррелятивная связь - это согласованное
действие элементов, как необходимое условие существования системы и
гармонии. Следствия этого явления:
координация и субординация;
функциональная зависимость.
В любой системе в прямой зависимости находятся принципы системности и
развития. Любые системные связи мы рассматриваем в абстракции
функционирования, т.е. в движении во времени. Проходя состояние изменения,
система меняет качество, но остается идентичной самой себе. Изменение
системы влечет за собой изменение ее структуры и наоборот, но в ней всегда
присутствует информация о ее прошлом динамическом состоянии. Становление
структуры во времени - это сущностная характеристика процесса развития,
которая может быть периодической, циклической, но всегда обеспечивает
ритмичность, которая выражает наличие стабильности в динамическом.
В социальной философии существует два основных подхода к социальному
развитию:
эволюционистский;
стабилизационный принцип, открытый Парсонс - гармоническое развитие
через интеграцию;
отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает
развитие через социальную борьбу;
принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное
состояние человечества, не имеющего гражданского общества.
Теорию экономической детерминированности социальных отношений,
классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,
некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.
Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает
в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют людей.
С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные
люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не
существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное
слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода
является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей
и значение общественных организаций.
С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив,
общество не только существует, но и является более полноценным и высоким,
чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и
ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики,
"моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как
ноги и руки человека являются частями его тела..
Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и
элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому
общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.
От других природных систем, в том числе физических и биологических,
общество отличается своей особой сложностью.
При всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в
социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более
абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой
деятельности, тем не менее не сводится к ней. Совместная деятельность людей
составляет содержание социальной философии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как
специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и
преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном
социальном действии.
Основные типы общественной деятельности: материальная, духовная,
регулятивная, или управленческая, деятельность обслуживания.
Признавая большую роль материального производства, современная
социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие
от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все
многообразие человеческой деятельности.
Важнейшую роль играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого
формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти
ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах,
картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная
сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.
РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, т.е. деятельность различного рода
администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области
- поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без нее
общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и
духовного производства.
Деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста,
работников сферы обслуживания. Сфера обслуживания - одна из самых
динамичных в современном обществе.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО: самодеятельность,
самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.
42.Бытие: жизненные корни, судьба в 20 веке.
Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная
материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,
волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного
бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.
Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться
к вечному бытию.
Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из
небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням
философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический
смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения
духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).
Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и
существование в нем отдельных вещей.
Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,
универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.
Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.
Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.
Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие
автоматически предполагает наличествование небытия.
Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве
многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие
неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие
неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,
борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие
соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более
хрупко.
Бытие существует в следующих формах:
Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам
второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является
первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления
второй природы социально-экономические, связанные с пространством и
временем человеческого существования.
Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет
собой вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам
биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает
духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с
животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди
способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип
бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,
индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что
составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,
переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.
Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,
впечатлений, переживаний.
Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием
собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с
другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между
быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает
религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие
более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,
такой феномен, как любовь.
В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для
философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев
(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».
Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не
относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в
той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя
из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61