Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,

основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В

связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий

истины.

Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и

Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и

строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был

разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных

воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.

На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от

абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,

переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.

Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо

сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика

многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой

категорией является труд как таковой.

Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию

товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию

общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу

природы, идеального существенным образом отличаются от представителей

немецкой классической философии как Кант, Гегель.

В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,

идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в

его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он

делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем

самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.

Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и

научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.

Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она

освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению

Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на

голове и ее необходимо поставить на ноги.

Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения

имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это

самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.

Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и

преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее

материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса

сделал Фейербах.

В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс

материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял

категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и

природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в

качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так

и в обществе.

Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития

природы, общества и мышления.

Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет

социальному миру. До него фактически мир представляли как

противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное

воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир -

общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою

концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это

природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта,

обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость)

стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин

для разработки теории революционной деятельности.

Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества,

что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой

концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если

результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с

его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло

отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не

производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то

(капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного

производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления

отчужденности труда необходима социалистическая революция.

Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первой

посылкой были согласны все (результаты не должны отчуждаться от

непосредственного производителя), но вторая посылка, что только

социалистическая революция преодолеет все это, вызвало неоднозначное

отношение к марксистской концепции в целом.

Карл Поппер, приняв в целом концепцию марксизма, вывод о

социалистической революции отнес к историцизму, т.е. он утверждает, что в

науке любые выводы и рекомендации необходимо делать осторожно, тем более

выводы, основанные на политэкономии. В связи с этим он делает заключение:

что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза,

которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда

он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого

права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет

распределена более справедливым способом.

Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления

можно считать и с этим согласны абсолютно все:

* талантливую критику недостатков капитализма,

* тщательную проработку теории проблем практики,

* научное обоснование природы общественного.

Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в

более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма.

Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и

умалению личностно-индивидуального.

Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если

это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению.

Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым,

Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики.

И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась

в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы,

общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление

общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.

Начиная с периода, когда Сталин прочитал и изложил диалектико-

материалистическую философию в кратком курсе, она приобрела статус

философско-политической науки. Сталин приспособил абстрактные философские

положения к проблемам общественной жизни и к проблемам общественных наук.

Он развел философию и науку как таковую. Это с одной стороны обеспечило

отрицание возникающих новых идей и направлений в философии, во-вторых не

способствовало разрешению цивилизационных проблем, возникающих в развитии

человечества.

После 20 съезда КПСС, стали более свободно выражать свои умонастроения

и воззрения и тем самым внесли достойный вклад в развитие мировой

философской науки.

30.Особенности и периодизация русской философии.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс,

закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением

все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История

философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда

- необходимость определения специфических черт той или иной национальной

философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому

что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной

непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень

часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами

экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно,

отражалось и на развитии философии.

Как же русская философия соотносится с западной и восточной традициями

внутри мировой философии? Общий ответ в данном случае очевиден: русская

философия, безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все

ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии

(что, конечно, не исключает взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная

философия гораздо меньше, чем западная, непосредственно воздействовала на

русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось к эпизодическому

заимствованию отдельных идей. Наиболее охотно русские философы воспринимали

предельный мистицизм некоторых восточных систем, но для них совершенно

неприемлемым было отрицание значимости личного начала в человеке, его

индивидуальности. Только в начале XX в. увлечение восточной культурой

сопровождалось формированием философских концепций, всецело ориентированных

на восточные мистические системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).

Но, чтобы понять самое главное, нужно установить серьезные, глубокие

различия между традициями западного и русского философствования. Это

позволяет в общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей

национальной философии:

1. Первой и главной особенностью русской философии является

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-

СИМВОЛИ-ЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т.е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.