Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






выбираться произвольно, но с соблюдением принципа их внутренней

непротиворечивости. В таком случае истинность определялась и проверялась

согласованность предложений с условиями принятыми правилами построения

системы, с принятой терминологией и возможностью сведения предложений с

элементарными предложениями.

3-ий этап - семантический позитивизм. Важным этапом стала теория

языковых каркасов, разработанная Карнасом, который обосновывал

правомерность высказываний об абстрактных объектах, без которых не могла

обойтись наука, и которые не могли быть сведены к элементарным или

протокольным предложениям.

Понятие "языковой каркас" было подчинено особым правилам и представляло

собой языковую систему, позволяющую говорить о тех или иных предметах.

В связи с тем, что семантический позитивизм решал только проблему слов

и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять требованиям

философии неопозитивизма.

4-ое направление. И эту функцию решено взять на себя философии

лингвистического анализа. Основы этой философии начал разрабатывать

Витгенштейн. Он выдвинул идею идеального языка, содержащего высказывания

только о фактах и исключающий возможность языковой путаницы. Позднее в

дополнение идеи идеального языка была введена мысль о мудрости обыденного

языка, который связан с деятельностью людей и отражает тысячелетнюю

мудрость человека. Истинную философскую деятельность Витгенштейн

усматривает в анализе языка, в выделении и описании многих способов

употребления слов и выражений в различных "языковых играх". Все

существующие до сих пор философские суждения Витгейштейн определил как

языковые игры. Мир у него представляет человеческий опыт. Он выступает в

различных видах и формах, принимает различные очертания, сочетания в

зависимости от того, как о нем думают, т.е. в зависимости, что о нем

говорят.

В отличии от сторонников логического позитивизма, которые стояли в

стороне от большинства философских проблем, представители аналитической

философии пытаются их анализировать и обсуждать. Особый акцент они делают

на сферу морали. Если логический позитивизм этические высказывания

воспринимает как высказывания не о фактах, а только об эмоциональном

состоянии субъекта, то сторонники философии лингвистического анализа

приоритет отдают через слова чувственно-эмоциональному состоянию субъекта.

На почве логического позитивизма выросло особое этическое суждение

(течение) - метаэтика (эмотивизм, эмотивиская этика); основоположники

Альтер и Стивенсон. Согласно эмотивизму функции моральных высказываний есть

способность выражать эмоции говорящего и одновременно оказывать

определенное эмоционально-психологическое воздействие на слушающего, чтобы

побудить его к совершению рекомендованных действий или поступков.

Данное положение сближало логических позитивистов, сближало мораль с

пропагандой и другие способы воздействия на людей. Под напором тоталитарной

идеологии фашизма эмотивизм уступил место аналитическое этики. Ее ярким

представителем был Хаар. Это не нормативная этика, задачей ее было -

лингвинистический анализ языка морали, понятий справедливость, добро, долг.

Представители аналитической этики отрицали моральные нормы в связи с тем,

что они не могли быть научно обоснованы.

Аналитическая этика занималась проблемами не сущего, а должного.

Принятие норм Хаар считал разумным актом, который должен быть рациональным

и осознанным. Философы должны помочь людям в свою очередь определить их

нравственную позицию.

Аналитическая этика имеет императивный характер моральных норм, т.е.

все моральные требования были рассчитаны на человека, поэтому этические

императивы были названы универсалиями, используя их человек избирает

угодную ему норму поведения.

Кантовский категорический императив Хаар дополнил и соединил с

элементами утилитаризма, т.е. аналитическая этика имела не чисто

лингвинистический характер, а заключала в себе содержательные императивы

иного характера.

38.Экзистенциальная философия в XX веке (отношение к науке и традиционной

философии, проблема человека, трагическая диалектика, проблема свободы)

Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии

является экзистенциализм (философия существования). Он представлен

многочисленными учениями и школами. Его непосредственными родоначальниками

являются немецкие философы Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс (1883-1969),

французские философы и писатели Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриэль

Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913-1960).

Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя

войнами и характеризуется в отечественной литературе как философское

выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в

современную эпоху. Его представители решительно отвергают любые попытки

превратить человека в послушный инструмент познания или производства,

объявляют, что наука чужда и враждебна ему (антисциентизм). Человек, по их

мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное

бытие. Основной девиз этой философии: "Человек, пробудись!", т.е. займи

активную жизненную позицию.

Экзистенциалисты утверждают: человек не определяется ни природой, ни

обществом, ни собственной сущностью, ибо таковой не существует. Значение

имеет только его существование (на французском языке это слово звучит как

экзистенция, отсюда и название философского течения). Основная установка

экзистенциализма, по словам Сартра, - СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩНОСТИ.

Это означает, что человек сначала появляется в мире, действует, существует,

а потом уж определяется как личность.

Согласно экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо,

предопределенное к смерти. А потому он не должен убегать от сознания своей

смертности, высоко ценить все то, что напоминает ему о суетности его

практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском

учении о "ПОГРАНИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ" - предельных жизненных обстоятельствах, в

которые постоянно попадает человек. А главная "пограничная ситуация" - это

ситуация перед лицом смерти.

"Пограничные ситуации" ставят человека перед необходимостью ВЫБОРА. Он

постоянно должен выбирать ту дли иную форму своего поведения,

ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.

Способность человека выбирать, творить самого себя и по своему подобию

других людей является, по мнению экзистенциалистов, следствием

фундаментальной отличительной черты человеческого существования - его

СВОБОДЫ. Они подчеркивают, что человек совершенно свободен.

Проблема свободы у экзистенциалистов имеет сильную позитивную сторону,

которая заключается в том, что деятельность людей направляют главным

образом не внешние обстоятельства, а внутренние побуждения. Они обладают

неограниченной свободой в определении целей своей деятельности, В ВЫБОРЕ

СРЕДСТВ для их достижения. Тут уж от каждого человека очень многое зависит,

и, видимо, не следует, при негативном развитии событий, ссылаться на какие-

то особые "обстоятельства".

Слабость же, уязвимость экзистенциалистского подхода к проблеме свободы

обнаруживается в неумении или нежелании увязать субъективные цели людей с

внешними историческими детерминантами, т.е. с тем фактом, что каждый

человек, рождаясь на свет, застает уже установившийся определенный уровень

материальной и духовной культуры, сложившуюся систему социальных

институтов и т.д. Он объективно включен в это "готовенькое", и ему

приходится действовать в тех рамках, которые оно диктует.

Со свободой органически связана и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ человека. Без свободы

нет и ответственности. Если человек не свободен, ограничен какими-либо

материальными или духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.

Но если человек поступает свободно, он в ответе и за последствия своих

действий.

Учение экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический

характер, мобилизует людей на формирование их активной жизненной позиции.

Так, в трудные времена второй мировой войны оно поднимало народы Европы на

непримиримую борьбу с фашизмом, на противостояние тоталитаристской

идеологии.

39. Герменевтика – "философия понимания". Проблемы и тенденции.

Новейшим направлением в современной западной философии является

герменевтика, оформившаяся в 60 - 70 гг. 20 века, благодаря работе Гадамера

“Истина и метод”, хотя многие положения этой науки корнями уходят в

древность. Название герменевтика происходит от имени бога Гермеса, который

в древнегреческой литературе мифологического направления выполнял роль

посланника богов и толкователя их воли. Ему было поручено доводит волю

богов до людей. В христианском учении герменевтика - это искусство и метод

толкования священного писания, который необходим для объяснения

иносказаний, неясных слов, различных противоречий. Непосредственными

истоками герменевтики явились философия жизни Дильтея и экзистенциализм

Хайдеггера. В философии жизни герменевтику привлек метод анализа культуры в

истории, благодаря которому предполагалась элиминация, т.е. влияние

личности интерпретатора и временного периода, отделяющих текст от

исторической ситуации, в которой и осуществлялась интерпретация. Дильтей

полагал, что влияние нынешней исторической ситуации может иметь только

негативное значение для исследователя. Экзистенциализм, в лице Хайдеггера,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.