Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые

определяют знания:

Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,

что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства

и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение

человека миром искривленное и обезображенное)

Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны

роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных

черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения

книг, мнения авторитетов.

Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова

ставятся в соответствие и рождается…

Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов

философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также

аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.

Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –

муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,

производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.

Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.

Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.

Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то,

что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,

воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В

познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой.

Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные

понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума.

Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и

отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света

разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной

очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила:

Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным.

Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы

их разрешить.

Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к

познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей,

которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим.

Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие.

Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта

и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два

источника:

Объекты ощущений

Деятельность ума

Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их

незаметных частиц.

Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей.

Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и

абстрагирование.

Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение

(чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные

способности к доказательствам и умозаключениям.

В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения

эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины

фактической, т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего,

чего бы ни было в чувствах, кроме самого разума. Особую область знания

философов Нового Времени составляет Философское знание.

Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как

таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу.

Философия человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное

значение занимает этика, где Бэкон выделил два учения:

Учение об идеале или образе блага.

Учение об управлении и воспитании души.

Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все

люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по

отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против

всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе

покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии

Гоббс не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди

должны заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе

произошло формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий

делегировать власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким

образом, родилась идея общего договора.

Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные, равные и

независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь, при

котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с

другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни.

Сходные мысли высказывал Спиноза, который в «Общественный Договор»

вводит приемлемые формы государственной власти: демократия, аристократия,

монархия. Заставить уважать свободу личности можно на основе этики

разумного эгоизма: «этично то, что практично».

Свобода не должна противостоять необходимости и человек может быть

свободен, если он существует по необходимости. Спиноза соединял свободу с

разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается свободным, тот

должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о

существовании того строя, в котором в котором они находятся.

24.Соц-но-ф-ские воззрения Гоббса, Локка, Руссо: проблемы ест-ного права и

общ-ого договора.

Большой вклад в развитие материалистической философии, теории познания

внес великий английский мыслитель ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные

произведения - "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и

"Левиафан" (1651).

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его

мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя

отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) и

изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных

элементов.

Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к

движениям. Поэтому люди и животные у него - сложные механизмы, действия

которых определяются внешними силами. Одушевленные автоматы отличаются от

неодушевленных тем, что у первых имеются органы, сохраняющие прежние

впечатления. Кроме того, они способны сравнивать новые впечатления с

прежними. Сравнение создает условия для различения, которые в свою очередь

есть условие сознания.

Эти исходные положения Гоббс положил в основу далеко идущих выводов:

отрицание существования душ как особых субстанций,

тела - единственные субстанции,

вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей

могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергал точку

зрения Декарта, согласно которой исходным пунктом достоверного знания

является мышление, а также выступал против его учения о врожденных идеях.

Никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. В соответствии с этим Гоббс полагал, что внешние чувства -

источник не только идей, но и всего нашего познания.

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и

праве. В нем он попытался такое сложное целое, как государство, разложить

на составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он

пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого

общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил

теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества

и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных

явлений.

В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704).

Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он

критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип

материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из

чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк

объявил опыт (Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое,

нетронутое).

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия - от

лат. рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат простые идеи,

например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - ПЕРВИЧНЫМИ, с

которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или

ВТОРИЧНЫМИ, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из

простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и

отношения). Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические,

адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь

постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки реализовать идею

автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных

основаниях.

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию

общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства.

Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения

было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где

приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность

человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.