Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






5.В связи с тем, что философия своими корнями уходит в древность, она не

связана с современными научным познанием, и поэтому не может решать

проблемы времени.

6.Философия – это де-философия, т.е. удел чудаковатых людей.

Хайдеггер: «Философия – это безрассудство философов.

Ницше философов назвал «рыцарями печальнейшего из образов, пауки и

разини, представленные к духу».

Философия – это база человеческого общения. Средство, с помощью

которого развивается интеллект. С другой стороны, очень многие философы

всегда защищали существующий общественный строй и социальные отношения.

С одной стороны, это наука абстрактная, с другой, в абстрактном она

слишком конкретна и поэтому не позволяет ей опираться на стереотипы и

клише.

Гете: «Это человеческий рассудок на туманном языке. Самое туманное

представление у человека – это образ счастья. Счастливец погружается в

самого себя и становится не интересным людям. Давайте предоставим

счастливцам право жить ради себя»

Философия – это мудрость, которая является прерогативой определенного

слоя, но это и мудрость, позволяющая познать всю окружающую среду.

Платон: «Философы – любители истины, но одержимые страстью».

Августин Блаженный сравнил философию с филокалией («любовь к красоте»).

Декарт: «Философия – это занятие мудростью».

Бердяев: «Философия – это не только любовь к мудрости, но это и

любомудрие.

Противоречия нашего бытия не позволяют мудрости осветить разум.

Аристотель разделил философию на теоретическую и практическую.

Теоретическая философия – исследование первоначала и причины, вторая

обосновывает, как эти причины обратить себе во благо.

Мудр не тот, кто все знает, а тот который имеет достаточно знаний обо

всем.

Мудр тот, кто способен познать трудное и нелегко достижимое.

Мудр не тот, кто точен, а кто более способен к выявлению причин.

Мудр тот, кто не извлекает из знаний пользы.

Мудр тот, кто не делает наставлений, а получает их.

1. Социально-культурные и природные предпосылки возникновения философии.

Изучение философии всегда было сложным и противоречивым процессом. Круг

ее интересов и проблем предполагает мудрое отношение к жизни, к вопросам

добра и зла, справедливости и лжи, смыслу человеческого существования. С

другой стороны, - это любовь к мудрости, любовь к истине.

У каждого поколения свой уровень мудрости, истинности, поэтому

тысячелетия не смогли решить все вопросы. Понимание проблем жизни, смысла

философии остается прежним, т.к. в ней всегда присутствует сомнение,

скептицизм и беспристрастие в оценках происходящих процессов.

Философия является неувядающей отраслью познания мира, в связи с тем, что

она:

1) не поддается строгому логическому определению,

2) всегда отвечает на потребности и интересы личности,

3) занимается познанием реальности через познание взглядов на человека

и мир ученых (не непосредственное изучение),

4) Философия – это и культура мышления, которая способно увидеть

общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи с

этим каковы ориентиры этого общества в будущее.

Философия возникла как особая форма духовного освоения мира, в период

расцвета восточных цивилизаций и Древней Греции (6-7 вв. до н.э.)

В отличие от восточных цивилизаций Древняя Греция развивалась гармонично,

сочетая в себе науку, культуру управления и осмысление пройденного пути.

Первое внимание обращено на разделение умственного и физического труда.

Города-государства – центры творческих профессий, и это требовало

возникновения новой философии.

Во-вторых, правительство ставило перед философами задачу осмысления их

власти, признания ее непоколебимости и естественного происхождения

Ясперс назвал этот период осевым временем, потому что шла ориентация на

знание, которое определяет мир, космос, природу, человека.

Именно в этот период были заложены философские категории, о которых мы

размышляем сегодня, так называемые, универсалии (бытие, сознание, истина,

знание как понятие). В этот период был поставлен под сомнение вопрос

бессознательного и в связи с этим были пересмотрены многие воззрения и

верования. С этого периода сознание осознает сознание. Мышление делает

своим объектом мышление.

Таким образом, родилась философия, которая стала центром духовной борьбы

рациональности и рационального проверенного опыта, опыта против мифа.

В художественной литературе, поэзии появилось новое осмысление природы,

где человек становится величайшим созданием естественного. Поэмы Гомера и

Гесиода, трагедии Эсхила свидетельствовали о том, что на формирование

философии оказывали влияние морально-нравственные принципы общественного и

индивидуального бытия.

Расположение Древней Греции способствовало тому, что ее культура

впитывала все культуры, которые имели к ней отношение

Особенности Древней Индии и Древнего Китая.

Философские воззрения, формировавшиеся на этом пространстве,

характеризовались тем, что они находились под сильным воздействием

реакционных и деспотических правлений. Философия, находясь под давлением

власти, вынуждена была участвовать в социально-политической борьбе. Каждый

регион Китая имел свою философию, крупный социальный слой имел свою

философию, философские воззрения переплетались. Естественнонаучные знания

не находили адекватного отражения ни в китайской, ни в индийской философии

(мировосприятие через познание себя, внешние знания не нужны).

Древний Восток был крепко связан с мифами и поэтому борьба логоса с мифом

не затронула философию Древнего Востока. Мифы лежат и в основе современной

восточной философии. Несмотря на то, что они противоречат современной

философии.

2.Истоки и духовные начала философии

Философия сегодня рассматривается как высшие проявление человеческого

духа. От эпохи появления человека сознательного до времени, когда человек

осознал себя личностью, философия отразила в себе все формы познания. До

появления философии человечество прошло достаточно длительный период своего

развития: 1) были одомашнены животные, 2) сложилось богословное и

этнографическое восприятие мира.

Богословное восприятие – когда мир воспринимается с позиции богопознания,

это еще прарелигия, подступы к религии.

Этнографическое познание базируется на наивной стадии культуры, которая в

конце концов исчезает, и в том и в другом случае жизнь людей, животных как

управляемая духами и отождествлялась с дыханием, тенью человека.

С одной стороны, это было религиозное мифологическое отношение к миру. С

другой, жизненно практическое понимание общественного бытия в этот период

было единым основанием для восприятия человеческого и природного,

субъективного и объективного. Именно этот период характеризуется как эпоха

абсолютной непосредственности и наивности.

Что работало на такое понимание целостности:

- отсутствие бесконечных задач и достижений

- используя в повседневной жизни научные знания, человек не связывал их

с общефилософскими вопросами

Отсутствие идеологического сознания для философии заключается в том, что

в его рамках поставлены и затронуты многие вопросы, которые впоследствии

составили каркас предмета философских рассуждений (мир, человек, душа и

т.п.).

Несмотря на то, что мифы отражали конкретный характер практического

бытия, тем не менее, в них всегда была некая отрешенность и абсолютность,

которая и позволяла возникнуть философским конструкциям.

Идея гармонии, пропорции и мера вещей о наличии которой мы судим по

художественной литературе, позволяет соотнести эти знания с сущностью мира,

предотвращающего хаос, т.е. именно в этот период была заложена идея

исходного начала всего сущего – Хаоса.

Этические положения, составляющие основу философской антологии, этики и

политики позволили приоритетными сделать добродетели и праведность, которые

стали основами коллективного бытия. Но в философских школах, которые ближе

подходили к реальной жизни, появились различные орфические ответвления

религий и мистерий. В этих направлениях проявляется дуализм души тела.

Провозглашается бессмертие души и с этих позиций осмысливается человеческое

бытие.

В этот период религиозное мифологическое воззрение и философские взгляды

вели бархатную борьбу. Это позволило мифу и философии не только

сосуществовать многие столетия, но и сохранить философию, как ее духовное

начало. Философия берет миф, как свое духовное начало.

Научные данные тоже используются философией, но на ранних этапах своего

развития наука тоже была мифологична, и поэтому современные знания помогают

преодолевать научные концепции, которые находились под влиянием мифа.

Философия миф не отрицает, как и не отрицает научные данные, рожденные в

мифе (традиционные и нетрадиционные познания). Определенный эффект для

философии дает искусство, потому что оно дает знание, имеющее

непосредственное отношение к чувственно-эмоциональному и бессознательному.

Любые знания в философию приносит философ.

Принципиально новое отношение к познанию привнесли древние греки, которые

получили название младших физиков. Свою философию науки пытался создать

Пифагор, используя числа, математику, космос. С этого периода философия

отходит от решения практических задач.

Философия обращается к идеальным образам и понятиям, как формам

логического мышления, позволяющим отойти от религиозно-мифологического

сознания.

С того периода, когда появились идеальные конструкции, когда стали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.