5.В связи с тем, что философия своими корнями уходит в древность, она не
связана с современными научным познанием, и поэтому не может решать
проблемы времени.
6.Философия – это де-философия, т.е. удел чудаковатых людей.
Хайдеггер: «Философия – это безрассудство философов.
Ницше философов назвал «рыцарями печальнейшего из образов, пауки и
разини, представленные к духу».
Философия – это база человеческого общения. Средство, с помощью
которого развивается интеллект. С другой стороны, очень многие философы
всегда защищали существующий общественный строй и социальные отношения.
С одной стороны, это наука абстрактная, с другой, в абстрактном она
слишком конкретна и поэтому не позволяет ей опираться на стереотипы и
клише.
Гете: «Это человеческий рассудок на туманном языке. Самое туманное
представление у человека – это образ счастья. Счастливец погружается в
самого себя и становится не интересным людям. Давайте предоставим
счастливцам право жить ради себя»
Философия – это мудрость, которая является прерогативой определенного
слоя, но это и мудрость, позволяющая познать всю окружающую среду.
Платон: «Философы – любители истины, но одержимые страстью».
Августин Блаженный сравнил философию с филокалией («любовь к красоте»).
Декарт: «Философия – это занятие мудростью».
Бердяев: «Философия – это не только любовь к мудрости, но это и
любомудрие.
Противоречия нашего бытия не позволяют мудрости осветить разум.
Аристотель разделил философию на теоретическую и практическую.
Теоретическая философия – исследование первоначала и причины, вторая
обосновывает, как эти причины обратить себе во благо.
Мудр не тот, кто все знает, а тот который имеет достаточно знаний обо
всем.
Мудр тот, кто способен познать трудное и нелегко достижимое.
Мудр не тот, кто точен, а кто более способен к выявлению причин.
Мудр тот, кто не извлекает из знаний пользы.
Мудр тот, кто не делает наставлений, а получает их.
1. Социально-культурные и природные предпосылки возникновения философии.
Изучение философии всегда было сложным и противоречивым процессом. Круг
ее интересов и проблем предполагает мудрое отношение к жизни, к вопросам
добра и зла, справедливости и лжи, смыслу человеческого существования. С
другой стороны, - это любовь к мудрости, любовь к истине.
У каждого поколения свой уровень мудрости, истинности, поэтому
тысячелетия не смогли решить все вопросы. Понимание проблем жизни, смысла
философии остается прежним, т.к. в ней всегда присутствует сомнение,
скептицизм и беспристрастие в оценках происходящих процессов.
Философия является неувядающей отраслью познания мира, в связи с тем, что
она:
1) не поддается строгому логическому определению,
2) всегда отвечает на потребности и интересы личности,
3) занимается познанием реальности через познание взглядов на человека
и мир ученых (не непосредственное изучение),
4) Философия – это и культура мышления, которая способно увидеть
общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи с
этим каковы ориентиры этого общества в будущее.
Философия возникла как особая форма духовного освоения мира, в период
расцвета восточных цивилизаций и Древней Греции (6-7 вв. до н.э.)
В отличие от восточных цивилизаций Древняя Греция развивалась гармонично,
сочетая в себе науку, культуру управления и осмысление пройденного пути.
Первое внимание обращено на разделение умственного и физического труда.
Города-государства – центры творческих профессий, и это требовало
возникновения новой философии.
Во-вторых, правительство ставило перед философами задачу осмысления их
власти, признания ее непоколебимости и естественного происхождения
Ясперс назвал этот период осевым временем, потому что шла ориентация на
знание, которое определяет мир, космос, природу, человека.
Именно в этот период были заложены философские категории, о которых мы
размышляем сегодня, так называемые, универсалии (бытие, сознание, истина,
знание как понятие). В этот период был поставлен под сомнение вопрос
бессознательного и в связи с этим были пересмотрены многие воззрения и
верования. С этого периода сознание осознает сознание. Мышление делает
своим объектом мышление.
Таким образом, родилась философия, которая стала центром духовной борьбы
рациональности и рационального проверенного опыта, опыта против мифа.
В художественной литературе, поэзии появилось новое осмысление природы,
где человек становится величайшим созданием естественного. Поэмы Гомера и
Гесиода, трагедии Эсхила свидетельствовали о том, что на формирование
философии оказывали влияние морально-нравственные принципы общественного и
индивидуального бытия.
Расположение Древней Греции способствовало тому, что ее культура
впитывала все культуры, которые имели к ней отношение
Особенности Древней Индии и Древнего Китая.
Философские воззрения, формировавшиеся на этом пространстве,
характеризовались тем, что они находились под сильным воздействием
реакционных и деспотических правлений. Философия, находясь под давлением
власти, вынуждена была участвовать в социально-политической борьбе. Каждый
регион Китая имел свою философию, крупный социальный слой имел свою
философию, философские воззрения переплетались. Естественнонаучные знания
не находили адекватного отражения ни в китайской, ни в индийской философии
(мировосприятие через познание себя, внешние знания не нужны).
Древний Восток был крепко связан с мифами и поэтому борьба логоса с мифом
не затронула философию Древнего Востока. Мифы лежат и в основе современной
восточной философии. Несмотря на то, что они противоречат современной
философии.
2.Истоки и духовные начала философии
Философия сегодня рассматривается как высшие проявление человеческого
духа. От эпохи появления человека сознательного до времени, когда человек
осознал себя личностью, философия отразила в себе все формы познания. До
появления философии человечество прошло достаточно длительный период своего
развития: 1) были одомашнены животные, 2) сложилось богословное и
этнографическое восприятие мира.
Богословное восприятие – когда мир воспринимается с позиции богопознания,
это еще прарелигия, подступы к религии.
Этнографическое познание базируется на наивной стадии культуры, которая в
конце концов исчезает, и в том и в другом случае жизнь людей, животных как
управляемая духами и отождествлялась с дыханием, тенью человека.
С одной стороны, это было религиозное мифологическое отношение к миру. С
другой, жизненно практическое понимание общественного бытия в этот период
было единым основанием для восприятия человеческого и природного,
субъективного и объективного. Именно этот период характеризуется как эпоха
абсолютной непосредственности и наивности.
Что работало на такое понимание целостности:
- отсутствие бесконечных задач и достижений
- используя в повседневной жизни научные знания, человек не связывал их
с общефилософскими вопросами
Отсутствие идеологического сознания для философии заключается в том, что
в его рамках поставлены и затронуты многие вопросы, которые впоследствии
составили каркас предмета философских рассуждений (мир, человек, душа и
т.п.).
Несмотря на то, что мифы отражали конкретный характер практического
бытия, тем не менее, в них всегда была некая отрешенность и абсолютность,
которая и позволяла возникнуть философским конструкциям.
Идея гармонии, пропорции и мера вещей о наличии которой мы судим по
художественной литературе, позволяет соотнести эти знания с сущностью мира,
предотвращающего хаос, т.е. именно в этот период была заложена идея
исходного начала всего сущего – Хаоса.
Этические положения, составляющие основу философской антологии, этики и
политики позволили приоритетными сделать добродетели и праведность, которые
стали основами коллективного бытия. Но в философских школах, которые ближе
подходили к реальной жизни, появились различные орфические ответвления
религий и мистерий. В этих направлениях проявляется дуализм души тела.
Провозглашается бессмертие души и с этих позиций осмысливается человеческое
бытие.
В этот период религиозное мифологическое воззрение и философские взгляды
вели бархатную борьбу. Это позволило мифу и философии не только
сосуществовать многие столетия, но и сохранить философию, как ее духовное
начало. Философия берет миф, как свое духовное начало.
Научные данные тоже используются философией, но на ранних этапах своего
развития наука тоже была мифологична, и поэтому современные знания помогают
преодолевать научные концепции, которые находились под влиянием мифа.
Философия миф не отрицает, как и не отрицает научные данные, рожденные в
мифе (традиционные и нетрадиционные познания). Определенный эффект для
философии дает искусство, потому что оно дает знание, имеющее
непосредственное отношение к чувственно-эмоциональному и бессознательному.
Любые знания в философию приносит философ.
Принципиально новое отношение к познанию привнесли древние греки, которые
получили название младших физиков. Свою философию науки пытался создать
Пифагор, используя числа, математику, космос. С этого периода философия
отходит от решения практических задач.
Философия обращается к идеальным образам и понятиям, как формам
логического мышления, позволяющим отойти от религиозно-мифологического
сознания.
С того периода, когда появились идеальные конструкции, когда стали
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61