Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






Раскол христианства на 3 крупные направления позволил славянофилам

высказать мнение о православии в отличии от католицизма (отсутствие

церковной свободы и непогрешимость папы Римского), а также протестантизма,

который абсолютизировал человеческую свободу и индивидуального начала

личности, разрушающих церковность. Это в свою очередь позволило

славянофилам гармонично сочетать свободу и необходимость, индивидуальную

религиозность и церковность. Ключевым понятием славянофилов была категория

"соборность". В светском языке это принцип единства и мужественности, т.е.

постоянное соединение людей на основе духовной общности. Соборность

рассматривалась и как следствие взаимодействия свободного человеческого

начала, т.е. свободы, воли человека и божественного начала, т.е. благодать.

Базовой основой соборности являются безусловные истины, или плоды

духовных исканий людей. Соборность может быть осознана теми, кто живет в

нравственной церковной ограде. Главный признак соборности - это участие

человека в культовых обрядах, где и реализуется принцип: единства во

множественности.

Славянофилы признавали важную роль рассудочного начала в жизни людей.

Т.о. они ратовали за соединение соборных истин с просвещением. Отсюда

основной субстанцией русского народа считали православие и общинность.

Предназначение великих личностей - быть выразителями этого народного духа

россиян. Таким путем славянофилы желали России войти в мировую цивилизацию

и стать мировым лидером на православной, духовной основе. Зачатки

реализации своих идей славянофилы видели в сельской общине, которую иначе

называли “мир”. Общинное устройство определяло особый путь России в истории

человечества, ибо она сочетает себе 2 начала: хозяйственное и нравственное.

Общинные принципы жизнедеятельности укрепляли дух соборности и т.о.

приоритетом считалось самоотречение каждого в пользу всех. В итоге

просветленное и просвещенное народное общинное начало станет началом

общинным, церковным.

Западников отличало стремление вписать Россию в процесс развития

европейской культуры. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же

исторический путь. Идеологию западников поддерживали: Белинский,

Чернышевский, Герцен. Т.к. опора была на Запад, то каждый из них активно

пропагандировал того или иного западного ученого. Белинский опирался на

труды Гегеля. Чернышевский - на Фейербаха, Герцен - французских

материалистов.

Философия этого направления получила название революционный

демократизм или разночинство.

Луначарский назвал этих трех философов организаторами народных сил.

Разночинцы через художественные образы и научно-публицистические статьи

призывали интеллигенцию раскрыть народу глаза на его настоящее положение и

поднять его на святое дело революции. Т.о. они призывали: качественно

преобразовать идейно-теоретическую платформу освободительного движения

России; перейти от дворянской тактики военных переворотов к разночинно-

народнической тактике крестьянских восстаний.

Самой благородной фигурой этого направления был Герцен. Он создал

теорию русского социализма, в которой провозгласил право каждого на землю,

общинное владение ею и мирское самоуправление. К этому он мечтал прийти с

помощью реформ, мирных преобразований, либо с помощью еще какой-то

альтернативы, какая не связана с революцией.

Прогрессивным в философии Герцена было то, что он допускал перенесение

опыта Запада на российскую почву, но не в форме прямолинейного прогресса,

т.к. история как и природа развивается в разные стороны, выявляя свои

противоположности и тенденции. Замена старого порядка и старых социальных

отношений возможна с помощью многообразных форм социального обновления.

Историю он рассматривал в качестве арены деятельности людей.

Разум - это непрерывность бытия и неразрывность его с мышлением. Он

утверждал, без разума нет и не может быть целостной и единой природы, в

нем физический мир проясняется нравственно, обретает свой критерий и смысл.

Единство целостности природы и мышления послужило для Герцена основой

принципа объективности разума, признавая его универсальным, логическим

постулатом философии.

Сущность вещей он призывал познать путем соединения разума и опыта плюс

эмпирия, как сфера естествоведения. Т.о. истину сущего Герцен определяет

как единый всеохватывающий разум, но это не идеализм, т.к. в основе его

частные науки естествознания. Если быть объективно точным, то Герцен

дистанцировался в философии как от материалистов так и от идеалистов. От

материалистов его отличало то, что он отрицал объективность разума, свел

его к механике мышления одного человека.

От Гегеля и идеалистов он отличался тем, что свел природу и историю к

прикладной логике, сделав ее разумностью природного и исторического. Герцен

был рационалистическим реалистом. Он признавал объективацию разума и делал

это в интересах антропологизации и гуманизации природы. Фактически Герцен

был предтечей русского космизма. Эта идея по мнению Льва Толстого

принадлежала одной трети всей русской литературы.

На смену революционным демократам в российской философии пришли

революционные народники. Они верили сближение интеллигенции с народом и

превращения его в базис революционного движения. Представителями

революционного народничества были: Лавров, Писарев, Ткачев. Характерные

черты философии этого периода наиболее ярко выразил Лавров.

– перестройка российского общества должна осуществляться не только для

народа, но и по средством народа

– в связи с тем, что они ставку делали на насилие одиночек, на террор,

то для них был характерен философский нигилизм

– деятельность одиночек предполагала напряженный индивидуализм и

субъективизм критически мыслящих личностей

– общественная деятельность соединенная с нравственностью предполагала

органическое соединение субъективного понимания в справедливость и

объективного (истины)

Придерживаясь этих принципов, революционные народники должны были к

концу 19 века или в начале 20 века построить справедливое общество в

России, однако конец 19 столетия в России ознаменовался расколом

интеллигенции на две расы (Бердяев) - на богоискателей и большевиков.

Богоискатели представляли собой культурную элиту русского общества,

которая жаждала мистических тайн и религиозных представлений (Мандельштам).

Большевики или сила революции вдохновленные идеями русского радикализма

и марксизма стремились с помощью жестокой критики существующего строя

поднять народ на революционную борьбу.

32."Философия всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути

богочеловечества (Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк)

Религиозная философия в России имеет богатую традицию. В 60-70 г. 19 в.

появился целый ряд философских работ, которые были направлены на толкование

и выявление сущности духа. Философия нравственности впервые отразилась в

работе Юркевича "Сердце и его значение в духовной жизни человека" пытались

обнаружить в духе платонизма неизменную идею объекта, эта идея равная

мышлению и бытию Особое место в нравственно-религиозной философии

отводится таким философам как Соловьев, Красавин, Булгаков, Франк.

Основоположником нового религиозного сознания стал крупнейший русский

философ Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ. Его ставили в один ряд с Аврелием

Августином, Ф. Шеллингом, сопоставляли с А. Шопенгауэром, Ф. Ницше. Он и в

самом деле не вписывался в какое-то одно течение или направление,

синтезируя самые разнородные тенденции мировой философии.

Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая

на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной

жизни человека. Причем, в отличие от некоторых своих предшественников и

последователей, под христианством он подразумевал не какую-то одну из его

конфессий, а их объединение, и его учение характеризуется

межконфессиональностью.

Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической

основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее

связи со всеми божественными творениями и главное - с человеком. Основной

принцип всеединства - "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего

единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а

предстает как "космический разум", как "сверхличное существо", как "особая

организующая сила".

"Космический разум", по мнению философа, состоит из множества

элементарных сущностей, которые лежат в основе всякого явления или предмета

и называются атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют

реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые истечения Божества,

"живые элементарные существа" или ИДЕИ, каждая из которых обладает

определенной силой.

Непосредственным же субъектом всех изменений у русского мыслителя

выступает МИРОВАЯ ДУША, которая обладает особой энергией, одухотворяющей

все существующее. Однако действует она не самостоятельно, ей нужен

божественный импульс. Таким импульсом, данным мировой душе от Бога,

является ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА как определяющая форма всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название

СОФИИ (греч, софия - мастерство, знание, мудрость) - МУДРОСТИ. В ней София

- ключевое понятие. Поэтому учение русского мыслителя носит также название

СОФИОЛОГИИ. В нем мировую душу-Софию он рассматривал как связующее звено

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.