Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие

относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование

как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия

характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия

характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не

осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и

связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия

для любых индивидов.

Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но

если только человек свое бытие связывает с существованием, то он

превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.

Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.

Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в

экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).

43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен

сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда.

Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории

сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.

Гилозоизм – сознание – свойство всей материи или сознание, как особая

разновидность материи.

Сознание с философской точки зрения обладает универсальным

познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы

знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его

психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его

содержания и образами реальных вещей и мира в целом.

Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как

вещь. Познать его можно через язык описания.

Законы и уравнения анализа сознания:

субстрактный (проблема сознания и мозга),

содержательный (сознание и отраженный объект),

общностный.

Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным,

физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на

собственной основе, а на базе материального.

Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей

информацией. Способность оперировать информацией составляет момент

творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает

эту способность.

Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-

за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую

природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а

также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается

содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное

(навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека).

Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных

знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из

памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является

сознательное.

Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е.

отражает реальные действия субъекта.

Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,

Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического

аппарата,

Абстрактное сознание.

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как

они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя

характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на

индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.

Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения.

Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических

состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках,

описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека

представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,

предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся

над бессознательным.

Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация

трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа

деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и

«внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я»

- внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними.

«Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне

усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.

Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли

Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с

целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд

сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их

более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу

человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к

Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность

человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений,

где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт

смерти» – тонатос.

Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с

внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир»

бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся

обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально

одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд,

следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за

человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять

ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит

в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в

область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека,

сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей

нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму

сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия,

механически распространив их на сферу социальных явлений.

44.Формирование философского понятия МАТЕРИЯ.

Важнейшей категорией философии является материя. Сущность этой

категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к

сложному.

Гегель взял понятие единичное, особое, всеобщее. Таким образом, он

выстроил схему рационального подхода к изучению материи. Изучая единичное

мы выявляем сущность конкретного явления вещи, процесса. Когда мы

устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга

объектов, т.е. особенное. Особенное – то, что характерно для всеобщего и

выявляет сущность не только данных объектов, но и сущность существующих

вещей.

Наивно материализованные представление о материи связаны с поиском

архиявления, вещей или процесса, как первоосновы мира.

Мост между единичным и общим был перекинут Евклидом и Демокритом,

доказавшим, что все состоит из мельчайших частиц и любая вещь отличается от

другой сочетанием атомов, их величины и формы. В 18 –20 веках упор идет на

абстрактное представление всеобщего. Особняком стоит Гольбах: материей

является все то, что действует на наши органы чувств. В этот период ученые

пришли к согласию в выявлении материи, но реальные представления были

различны. Однако идет попытка связать материю с сознанием, чтобы дать

различие между духом и субстанцией. И сегодня во всех рациональных

концепциях материя – философская абстракция для выражения противоположности

сознательного и бессознательного к качеству носителя.

Всеобщие свойства материи: объективность, абсолютность,

относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность,

неуничтожимость и несотворимость. Структурно материя выделяет: Вещество и

антивещество, поле, биополе и социальные системы.

Вещество: система мегател, система макротел – твердые, жидкие,

газообразные состояния, электронно-позитронные, ядерные, электромагнитные,

гравитационные и торсионные поля.

Биологические системы: белковые тела, микро растения, биоценозы,

биогеоценозы, биосфера.

45.Философское понятие движения.

Способом существования материи является движение как таковое, но это

не только перемещение в пространстве, но и изменение вообще. Движение

абсолютно, покой относителен.

Всеобщие свойства движения: объективность, абсолютность,

относительность, неуничтожимость и несотворимость.

Были попытки классифицировать формы движения материи, но более всего

ученые поддерживают точку зрения Энгельса, который выделил:

механическое движение,

физическое движение,

биологическое движение,

социальное движение.

Совершенные формы говорят не об одной форме движения, а о группе форм

движения материи:

группа фазовых форм движения (от электрических частиц до макротел)

группа химических форм, где присутствует любой температурный режим,

за пределами которого происходят изменения атомов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.