небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие
относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование
как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия
характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия
характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не
осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и
связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия
для любых индивидов.
Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но
если только человек свое бытие связывает с существованием, то он
превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.
Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.
Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в
экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).
43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен
сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда.
Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории
сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.
Гилозоизм – сознание – свойство всей материи или сознание, как особая
разновидность материи.
Сознание с философской точки зрения обладает универсальным
познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы
знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его
психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его
содержания и образами реальных вещей и мира в целом.
Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как
вещь. Познать его можно через язык описания.
Законы и уравнения анализа сознания:
субстрактный (проблема сознания и мозга),
содержательный (сознание и отраженный объект),
общностный.
Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным,
физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на
собственной основе, а на базе материального.
Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей
информацией. Способность оперировать информацией составляет момент
творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает
эту способность.
Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-
за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую
природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а
также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается
содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное
(навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека).
Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных
знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из
памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является
сознательное.
Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е.
отражает реальные действия субъекта.
Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,
Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического
аппарата,
Абстрактное сознание.
Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как
они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя
характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой
психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое
значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.
Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на
индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.
Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения.
Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических
состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках,
описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека
представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,
предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся
над бессознательным.
Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация
трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа
деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и
«внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я»
- внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними.
«Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне
усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.
Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли
Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с
целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд
сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их
более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу
человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к
Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность
человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений,
где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт
смерти» – тонатос.
Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с
внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир»
бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся
обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально
одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд,
следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за
человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять
ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит
в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в
область сознания и подчинить своим целям.
Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека,
сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей
нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму
сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия,
механически распространив их на сферу социальных явлений.
44.Формирование философского понятия МАТЕРИЯ.
Важнейшей категорией философии является материя. Сущность этой
категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к
сложному.
Гегель взял понятие единичное, особое, всеобщее. Таким образом, он
выстроил схему рационального подхода к изучению материи. Изучая единичное
мы выявляем сущность конкретного явления вещи, процесса. Когда мы
устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга
объектов, т.е. особенное. Особенное – то, что характерно для всеобщего и
выявляет сущность не только данных объектов, но и сущность существующих
вещей.
Наивно материализованные представление о материи связаны с поиском
архиявления, вещей или процесса, как первоосновы мира.
Мост между единичным и общим был перекинут Евклидом и Демокритом,
доказавшим, что все состоит из мельчайших частиц и любая вещь отличается от
другой сочетанием атомов, их величины и формы. В 18 –20 веках упор идет на
абстрактное представление всеобщего. Особняком стоит Гольбах: материей
является все то, что действует на наши органы чувств. В этот период ученые
пришли к согласию в выявлении материи, но реальные представления были
различны. Однако идет попытка связать материю с сознанием, чтобы дать
различие между духом и субстанцией. И сегодня во всех рациональных
концепциях материя – философская абстракция для выражения противоположности
сознательного и бессознательного к качеству носителя.
Всеобщие свойства материи: объективность, абсолютность,
относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность,
неуничтожимость и несотворимость. Структурно материя выделяет: Вещество и
антивещество, поле, биополе и социальные системы.
Вещество: система мегател, система макротел – твердые, жидкие,
газообразные состояния, электронно-позитронные, ядерные, электромагнитные,
гравитационные и торсионные поля.
Биологические системы: белковые тела, микро растения, биоценозы,
биогеоценозы, биосфера.
45.Философское понятие движения.
Способом существования материи является движение как таковое, но это
не только перемещение в пространстве, но и изменение вообще. Движение
абсолютно, покой относителен.
Всеобщие свойства движения: объективность, абсолютность,
относительность, неуничтожимость и несотворимость.
Были попытки классифицировать формы движения материи, но более всего
ученые поддерживают точку зрения Энгельса, который выделил:
механическое движение,
физическое движение,
биологическое движение,
социальное движение.
Совершенные формы говорят не об одной форме движения, а о группе форм
движения материи:
группа фазовых форм движения (от электрических частиц до макротел)
группа химических форм, где присутствует любой температурный режим,
за пределами которого происходят изменения атомов,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61