Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества,

чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими

ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и

утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Она как

бы возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже

преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после

своей биологической смерти.

Во всяком случае личность, застывшая в своем формировании, в своих

устремлениях, - это уже деградирующая личность.

Философская антропология не может обойти стороной ВОПРОС О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ

ЖИЗНИ. Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле

жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ - значит исчерпать саму

жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается

рациональным объяснением.

Думается однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни не следует

подходить абсолютно отрицательно. Применительно к жизни отдельной личности

он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал

для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы

действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными

последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без

твердого представления себе, для чего ему жить, человек "не согласится жить

и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были

хлебы". Много глубокого смысла и мудрости содержат также слова Ницше: "тот,

кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК".

Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что

в общем плане можно сказать: СМЫСЛ ЖИЗНИ СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК

САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. Как писал Кант, существование

человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его

силах, он может подчинить всю природу".

Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей

ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что

- мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни,

но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все

это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким

свойством - мудростью.

"Юноше, обдумывающему жизнь" и пожелавшему узнать смысл ее с самого

начала, ничего не остается, как только обратиться к тем, кто ее уже прожил,

причем прожил, конечно, мудро; а еще лучше - к летописи человеческой

мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего

человечества. Одно из древних и в различных модификациях встречающееся у

всех народов высказываний на этот счет таково, что оно, увы, не оставляет

надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и

отсылает их к самой жизни: "сначала жить, потом философствовать"

Близка к ней, но более человечна, в традициях русской философии, мысль

Ф. М. Достоевского: надо не просто "сначала жить", а прежде всего надо

"жизнь полюбить", причем "полюбить больше, чем смысл ее"; как говорит Алеша

Карамазов, полюбить жизнь "прежде логики, и только тогда я и смысл пойму".

Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям,

положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей сути

существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только

на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида

и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие

человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти

преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей

деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.

56. Философские проблемы экономической жизни общества: объективные

экономические законы, экономические отношения и экономические интересы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера представляет собой социальное пространство, на

котором осуществляется ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

Различные стороны ее изучаются соответствующими экономическими науками.

Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не может пройти социальная

философия. Это прежде всего вопросы о том:

как соотносятся между собой общество в целом и его экономическая жизнь

и как влияет она на развитие общества;

каковы источники развития самой экономической жизни и ее основные

проявления;

каково соотношение ее объективных и субъективных сторон;

что представляет собой экономическое сознание и как оно воздействует на

экономическую жизнь общества;

как соотносятся существующие в обществе экономические отношения и

экономические интересы людей,

как взаимодействуют между собой экономические интересы различных

социальных групп, отдельных людей и общества;

насколько возможно сознательное, в т.ч. научное, воздействие на

экономическую жизнь общества, ее развитие;

соотношение эволюции экономической жизни общества и экономических

реформ, роль государства в них.

Все эти и многие другие проблемы имеют не только экономический, но и

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ характер, касаются существования общества как

целостной социальной системы. Рассмотрим их немного подробнее.

Экономическая жизнь общества и ее основные проявления.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН И ПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗНОГО РОДА ПРЕДМЕТОВ И

УСЛУГ. Это могут быть материальные блага, в т.ч. предметы питания, одежда,

жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как

здравоохранение и образование.

Это могут быть и духовные ценности, в т.ч. предметы искусства, науки,

образования и т.д. В их ПРОИЗВОДСТВО вкладываются те или иные материалы,

имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в т.ч. самые

совершенные, например, при печатании книг, журналов и газет. Поэтому

нередко они выступают в форме товара со всеми присущими ему свойствами.

Правда, это товар особого рода, содержание которого воплощено в

художественных образах, научных теориях, чувствах и мыслях людей.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер,

природные материалы преобразуются, им придаются свойства, благодаря которым

они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. При этом человек

материалу природы противостоит как сила одновременно И ПРИРОДНАЯ, И

СОЦИАЛЬНАЯ, что ярко отражается в специфике воздействия людей на природу и

свойствах производимых ими предметов и услуг.

решающее значение имеет СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП того или иного способа

производства. Его определяют существующие отношения СОБСТВЕННОСТИ на

средства производства и его продукты. Созданными предметами и услугами в

большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей

собственности находятся средства производства.

В этом главным образом проявляется взаимодействие, с одной стороны,

производства, а с другой, - распределения и потребления создаваемых

предметов и услуг. В свою очередь, отношения распределения и само

потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство.

Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Так, например,

существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет

принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ТРУДА, применяемый по

отношению к наемным рабочим и служащим. Им хорошо платят за повышение

производительности труда, за творческое влияние на производственный

процесс. Это повышает материальную заинтересованность работников.

Напротив, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ принцип распределения не порождает таких мотивов

и по сути оставляет невостребованными творческие способности рабочих и

служащих.

ПОТРЕБЛЕНИЕ является основополагающим стимулом развития производства,

влияет на рост его масштабов, развитие отраслей, в т.ч. сельского

хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, связи и т.д.

К тому же надо иметь ввиду не только ЛИЧНОЕ, но и ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ (нефти,

газа, электроэнергии и т.д.) потребление, необходимое для существования

самого производственного процесса.

Экономическая жизнь общества проявляется также в ОТНОШЕНИЯХ ОБМЕНА

деятельностью, товарами и услугами между людьми. В основе его лежит

закрепленное отношениями собственности общественное разделение труда, как

оно сложилось в ту или иную историческую эпоху. Так, например,

предприниматель-собственник автомобильного завода обменивает свои изделия

на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжить производство, а

также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить

потребности личные и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает

продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны,

сельскохозяйственное оборудование и т.д. Обмениваются обычно в товарной

форме, но иногда и в форме т.н. бартерных сделок (прямой продуктообмен).

В данном случае продуктами (товарами) по сути дела обмениваются между

собой различные товаропроизводители и, следовательно, их способности. Более

наглядно это проявляется при обмене услугами. Скажем, врач

профессионально служит разным людям, оказывая им медицинскую помощь. В то

же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм,

учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т.д. Обмен

продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.