Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем

совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и

отбрасыванием несущественных.

Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени

характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств

человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции,

обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного

мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту

отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для

исследования.

В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня

познания:

1. Чувственно-практическая ступень –

движение знания по заданной схеме

отношений предмета

2. ступень эмпирического знания как

часть теоретически-идеализированных

объектов, которые задают формы

деятельности познающему субъекту

именно на стадии теоретического

обобщения.

На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как

готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует

принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с

точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как

механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и

присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и

неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень

объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом

знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью

считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и

рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания

рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в

естествознании в естествознании считал эмпирическое знание

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и

опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе

чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в

системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление

органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как

определенной знаковой системе, которая может быть естественной или

искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и

т.п.).

Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в

ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы,

принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни,

обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК -

исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит

в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это

способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои

мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь

сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их

понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция

рассудка - расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его

абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное,

повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом.

Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний

и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не

на его содержание.

РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания,

для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и

сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на

этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и

противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная

задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза

противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых

явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход

рассудка и разума.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности

посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются

понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные

формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых

остановимся на следующей лекции.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи,

существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их

определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя,

качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде

отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний,

обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы

и др.).

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы

действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение,

обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным

(Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее

установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится

новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример

умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ - человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением

или следствием).

Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост,

изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический

процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот

процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к

"преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической

и т.д.

48.Основные Формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности.

Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с

момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы

развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и

взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный

феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как

научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений

из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого

естествознания".

Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а

также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и

представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера

обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы,

интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент

деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой,

спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую

действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя

богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и

других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии

для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения

теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую

любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные

знания, вырабатывают навыки общения и т.п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фантастическом отражении

реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией

загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания

о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.

В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ,

наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает

познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный

гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства

всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их

характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.

К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует

отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции).

Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение

эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность

научной и философской форм познания - рациональность, которая эмоции и веру

содержит в качестве подчиненных моментов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.