обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем
совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и
отбрасыванием несущественных.
Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени
характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств
человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции,
обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного
мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту
отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для
исследования.
В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня
познания:
1. Чувственно-практическая ступень –
движение знания по заданной схеме
отношений предмета
2. ступень эмпирического знания как
часть теоретически-идеализированных
объектов, которые задают формы
деятельности познающему субъекту
именно на стадии теоретического
обобщения.
На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как
готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует
принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с
точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как
механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и
присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и
неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень
объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом
знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью
считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и
рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания
рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в
естествознании в естествознании считал эмпирическое знание
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе
чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в
системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление
органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как
определенной знаковой системе, которая может быть естественной или
искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и
т.п.).
Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в
ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы,
принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни,
обусловлены развитием практики.
Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК -
исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит
в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это
способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои
мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь
сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их
понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция
рассудка - расчленение и исчисление.
Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его
абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное,
повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом.
Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний
и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не
на его содержание.
РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания,
для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и
сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на
этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и
противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная
задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза
противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых
явлений.
Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход
рассудка и разума.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности
посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются
понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные
формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых
остановимся на следующей лекции.
ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи,
существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их
определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя,
качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде
отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний,
обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы
и др.).
СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы
действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение,
обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным
(Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее
установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится
новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример
умозаключения:
1. Все люди смертны (посылка).
2. Сократ - человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением
или следствием).
Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост,
изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический
процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот
процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к
"преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической
и т.д.
48.Основные Формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности.
Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с
момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы
развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и
взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный
феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как
научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений
из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого
естествознания".
Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:
Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а
также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и
представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера
обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы,
интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент
деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой,
спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую
действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя
богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и
других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии
для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения
теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую
любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные
знания, вырабатывают навыки общения и т.п.
Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фантастическом отражении
реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией
загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания
о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.
В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ,
наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает
познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный
гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства
всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их
характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.
К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует
отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции).
Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение
эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность
научной и философской форм познания - рациональность, которая эмоции и веру
содержит в качестве подчиненных моментов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61