Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)






биологические формы – белково-нуклеидовые движения, вода присутствует

так, как растворима.

группа социальных движений: развитие производственных сил, изменение

политического строя и т.д.

Таким образом, современный взгляд на формы движения материи

характеризуется живой природой и социально – организованными процессами.

Между всеми формами движения материи существует взаимосвязь. Высшие

биологические и социальные формы движения возникли из низших, поэтому

изучать вещи необходимо с учетом всех групп форм движения материи. Движение

– это сущность бытия материи.

46.Философское понятие пространства и времени.

Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно

широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.

Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность

форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.

Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо

объективно присущая всем вещам деятельность.

Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в

историческом, научно-теоретическом или практическом плане.

Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они

характеризуют сущность отношений.

Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих

координацию сосуществования объектов.

Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию

сменяющих друг друга явлений.

И пространство, и время существуют в объективной реальности.

Свойства пространства и времени: объективность, независимость от

сознания, восприятие и измерение.

Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма

созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся

системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки

зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.

Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и

одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно

измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем

необратимости причинно-следственных связей.

Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.

Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.

Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве

могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет

соответствовать точному отображению другой.

Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее

помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда

мы рассматриваем любой объект отдельно.

Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно

новых специальных пространственно-временных структур.

47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель.

Теория познания – раздел философии, называется гносеология, изучает

проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект

познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности,

формы, уровни. Термин «Гносеология» употребляется в современном мире в двух

основных значениях:

1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности

человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов.

2. Как философская концепция предметом исследования, которой является

научное познание в его специальных характеристиках.

Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах),

развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и

методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир

использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных

наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в

определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно

преобразуется в подлинное соц – гум исследование при изучении личности как

познающего субъекта теории познания опирается на данные истории,

физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод – математика, кибернетика,

естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии

нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию

отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает

практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное

познание имеет два уровня:

- теоретическое

- эмпирическое

Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления,

чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит,

представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к

органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает

наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них

внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное.

Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании

эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и

ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант….

образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем

познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют

реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то

аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и

целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация

(посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и

отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей

условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания:

объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта

воспроизводятся в особенностях субъекта.

Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как

сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое

сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные

индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями,

способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только

……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами

характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который

направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется

потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо

духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни

считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их

принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть

объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная

реальность.

Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в

познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители

эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его

ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта

познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном.

Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких

констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического

уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.

Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы

взаимодействия

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей

показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов,

сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.

Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их

обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы

разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены,

теоретически нагружены, регулируются разумом.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы

чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты

всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это

единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать

сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной

деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных

взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из

которых есть субъективный образ объективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных

сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы

чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную

роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в

качестве компонента более сложного образа - восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в

живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных

ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,

воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в

данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы

воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в

представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.