биологические формы – белково-нуклеидовые движения, вода присутствует
так, как растворима.
группа социальных движений: развитие производственных сил, изменение
политического строя и т.д.
Таким образом, современный взгляд на формы движения материи
характеризуется живой природой и социально – организованными процессами.
Между всеми формами движения материи существует взаимосвязь. Высшие
биологические и социальные формы движения возникли из низших, поэтому
изучать вещи необходимо с учетом всех групп форм движения материи. Движение
– это сущность бытия материи.
46.Философское понятие пространства и времени.
Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно
широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.
Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность
форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо
объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в
историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они
характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих
координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию
сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от
сознания, восприятие и измерение.
Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма
созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся
системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки
зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.
Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и
одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно
измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем
необратимости причинно-следственных связей.
Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.
Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.
Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве
могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет
соответствовать точному отображению другой.
Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее
помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда
мы рассматриваем любой объект отдельно.
Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно
новых специальных пространственно-временных структур.
47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель.
Теория познания – раздел философии, называется гносеология, изучает
проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект
познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности,
формы, уровни. Термин «Гносеология» употребляется в современном мире в двух
основных значениях:
1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности
человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов.
2. Как философская концепция предметом исследования, которой является
научное познание в его специальных характеристиках.
Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах),
развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и
методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир
использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных
наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в
определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно
преобразуется в подлинное соц – гум исследование при изучении личности как
познающего субъекта теории познания опирается на данные истории,
физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод – математика, кибернетика,
естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии
нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию
отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает
практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное
познание имеет два уровня:
- теоретическое
- эмпирическое
Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления,
чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит,
представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к
органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает
наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них
внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное.
Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании
эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и
ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант….
образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем
познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют
реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то
аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и
целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация
(посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и
отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей
условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания:
объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта
воспроизводятся в особенностях субъекта.
Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как
сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое
сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные
индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями,
способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только
……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами
характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который
направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется
потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо
духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни
считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их
принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть
объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная
реальность.
Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в
познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители
эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его
ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта
познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном.
Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких
констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического
уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.
Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы
взаимодействия
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей
показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов,
сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.
Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их
обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы
разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены,
теоретически нагружены, регулируются разумом.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы
чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты
всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это
единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать
сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной
деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных
взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из
которых есть субъективный образ объективного мира.
ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы
чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную
роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в
качестве компонента более сложного образа - восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в
живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных
ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в
данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы
воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в
представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61